Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Хоп — мусорок: как в Новосибирске борются со стихийными свалками

Антон Митько25 декабря 2019 3 949
2023-02-22T07:29:36.570627+00:00
Хоп — мусорок: как в Новосибирске борются со стихийными свалками
Сотни самосвалов отходов, переполненные мусорные полигоны, новый городской уборщик, а также рейтинг самых грязных районов

Проблема нехватки свалок в Новосибирске уже скоро обещает стать критичной. Город растет, количество отходов увеличивается, а места для их хранения закончатся к 2030 году. Потенциальных районов размещения мусорных полигонов практически нет и их появление в будущем не предвидится. Все это логично ведет к появлению куч с отходами в неустановленных местах. Мы подвели итоги 2019-го по стихийным свалкам и разобрались, как, где и почему они возникали и кто особенно любил сорить в уходящем году. 

Масштабы мусорной проблемы

Мусор в цифрах. В уходящем году, как и в среднем ежегодно, наш город намусорил на три миллиона м³ твердых бытовых отходов, которые разместили на пяти полигонах. Сортировкой отходов занимаются восемь предприятий, совокупно перерабатывающих около четырех тонн мусора в месяц. 

При этом бытовой мусор жителей города составляет около 30% от общего объема, а приблизительно 70% отходов приходится на промышленные и коммерческие предприятия. Один человек в год производит около 300 килограммов отходов.

На борьбу с несанкционированными свалками в бюджете Новосибирска ежегодно закладывается около 25 миллионов рублей. Эта цифра включает в себя затраты на весь процесс — от вывоза мусора до его переработки. Обычно отходы пытаются убрать до первого снега. Но и зимой стихийные свалки не редкость, а самые крупные из них не могут скрыть даже обильные сибирские снегопады.

По данным прокуратуры Новосибирской области, всего за 2019 год в регионе выявили 334 незаконных мусорных полигона (большая их часть пришлась на районы области). В самом Новосибирске лидером в этом сомнительном рейтинге оказался Калининский район, в котором районный прокурор задокументировал 18 стихийных свалок. А вот на территориях Железнодорожного, Первомайского и Центрального районов подобных проблем надзорное ведомство не зафиксировало. 

Впрочем, это еще не значит, что их не было совсем. Зачастую работу с выявленными свалками ведут районные администрации и до привлечения прокуратуры дело попросту не доходит. Статистику самих чиновников мы приведем ниже. 

Зоны притяжения. Основные места несанкционированного размещения отходов — это территории, расположенные вблизи сектора частной жилой застройки, садоводческих обществ, гаражных кооперативов, береговых линий водоемов, а также  в поймах малых рек, лесных зонах, оврагах и пустырях. Из этого следует, что большая часть стихийных свалок возникает либо на периферийных территориях города, либо уже в области. 

В ответ на наш запрос по поводу статистики появления несанкционированных полигонов в разных районах города департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства мэрии предоставил следующие данные:

«По сведениям администраций районов, о размещении отходов производства и потребления в неустановленных местах, по наибольшему количеству отмечены Первомайский, Кировский и Дзержинский районы города».

В мэрии нам также сообщили, что администрации районов при обнаружении несанкционированных свалок ликвидируют их с помощью подрядчиков.

Но из-за недостаточной культуры поведения жителей эти мусорные точки вновь появляются на карте города. Например, так было с двумя свалками в Калининском районе. А в Октябрьском и Первомайском районах люди продолжали мусорить на ликвидированных свалках аж в 12 и 15 местах соответственно.

Кстати, о картах: по словам координатора проекта «Генеральная уборка» Дмитрия Миронова, за последние пару лет Новосибирск стал одним из лучших городов по эффективности ликвидации несанкционированных залежей мусора. Успехи эти отображаются на интерактивной карте проекта. Активисты организации не только сами ищут нелегальные мусорные полигоны и сообщают о неучтенных свалках, но и активно сотрудничают с органами власти по уже известным проблемным местам.

В целом, выделить какие-то территориальные закономерности в возникновении свалок практически нереально: у каждого района своя специфика и статистика. Так, в Ленинском районе несанкционированные свалки появляются только в частном секторе и их создают сами жители, а в Кировском мусор скапливается на пустырях. В Советском районе загрязняют Чемской бор и берег Обского моря, а в Октябрьском и вовсе бывают разные ситуации. Здесь много частной застройки, но дома в ней расположены настолько плотно, что там попросту нет места для мусора. Зато жители Октябрьского района охотно скидывают свои отходы вдоль берегов рек и в овраги.  

Главные новости года: кто мусорил, а кто убирал 

Нестабильная «Экология»: новая система. С 1 января 2019 года решать проблему стихийных свалок в Новосибирске должны были начать централизованно и с размахом: во всем регионе заработала новая система сбора, накопления и вывоза твердых коммунальных отходов. А отвечать за это стал региональный оператор — ООО «Экология-Новосибирск». 

Планы тогда озвучивались весьма радужные. Предполагалось, что новая система обращения с отходами позволит повысить качество обслуживания потребителей и благотворно повлияет на общий экологический фон. В обязанности «Экологии-Новосибирск» также входят регулирование отношений между всеми участниками отрасли и контроль над объемами отходов. На территории области регоператор обещал создать современные объекты размещения мусора и линии его сортировки. 

«Все эти меры должны исключить из системы саму возможность несанкционированного размещения отходов», — резюмировал в начале года министр жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Денис Архипов, говоря о надеждах на новую систему.

Однако на поверку все оказалось не так просто. Во-первых, платить за чистоту пришлось самим горожанам. Тарифы на вывоз мусора в уходящем году сначала заметно выросли до 92,42 рубля, а в середине года, после перерасчетов, незначительно снизились до 88,62 рубля.

Во-вторых, стабильностью работы региональный оператор не может похвастаться до сих пор. В СМИ неоднократно упоминалось, что из-за роста цен многие представители бизнеса отказались заключать договоры с «Экологией». Как и куда эти юрлица в таком случае вывозят производимый мусор, остается только догадываться.

Придорожные кучи: 1-е Мочищенское шоссе. В интернете первые высказывания насчет неэффективности оператора «Экология-Новосибирск» и новой системы в целом появились в начале мая. Они были связаны с ситуацией вокруг несанкционированной свалки возле 1-го Мочищенского шоссе. Тогда заинтересованные горожане, живущие в Заельцовском районе, сообщали в социальных сетях о скоплении отходов недалеко от перекрестка с Краснояровским шоссе. 

Жители предположили, что куча появилась после городского субботника. Мусорные мешки должны были вывезти сразу после него, но почему-то никто этого не сделал. В первые пару месяцев, пока свалка еще была маленькой, местные жители неоднократно обращались в администрацию города, однако никаких результатов это не дало. Не последовало реакции и от местного сельсовета, куда также были направлены сигналы. 

По неписаному закону свалок, если мусорные кучи не убирают, они начинают неумолимо расти. Так на 1-ом Мочищенском шоссе и произошло. Убрали отходы, лишь когда уже стало невозможно закрывать глаза на столь большую и зловонную кучу. За вклад в решение проблемы местные благодарят несколько городских СМИ, посвятивших проблеме свои публикации.

Рождение свалок: улица Костычева. Помимо того, что свалки имеют обыкновение увеличиваться в размерах, они еще могут по-разному появляться. Один из примеров зарождения стихийной свалки — гора строительного мусора, которая образовалась в нынешнем году на улице Костычева в Ленинском районе. В этом случае можно проследить очень четкую логическую цепочку, приводящую к бесконтрольному сбросу отходов.

Когда-то на этом месте стояли бараки, которые затем стали ветшать и пустеть — люди покидали их, переезжая в более развитые районы в жилье с лучшими бытовыми условиями. А пару лет назад эти дома и вовсе снесли. Правда, оставив при этом на образовавшемся пустыре часть строительного мусора. 

Когда пустырь зарос травой, это место превратилось в классическую «протосвалку» — зону, которая будто сама собой притягивает несознательных граждан, ленящихся нести (и везти) мусор в санкционированные места. Вскоре сюда «переехали» остатки других разобранных домов, а вслед за этим потянулись вереницы местных жителей с ведрами и пакетами…

Сотня самосвалов мусора. Дзержинский район. В нынешнем году в Дзержинском районе образовались и были ликвидированы две крупные и резонансные свалки. С них за счет городского бюджета вывезли больше ста грузовых машин с отходами. 

Одно из этих мест очистили от мусора и сразу же огородили забором. Власти объяснили, что метод это более-менее действенный, но все же помогает не всегда. Да и не везде есть возможность соорудить подобное ограждение.

Именно под такой случай подпадает свалка на улице Курильской: мусорные кучи здесь образовались практически на дороге, как это было в случае 1-го Мочищенского шоссе, что сделало невозможным установку забора. Кроме того, это пример еще одной распространенной ситуации, о которой уже упоминалось выше: когда после уборки стихийная свалка вновь возникает на том же месте.

Причины появления несанкционированных свалок

Нехватка полигонов и скудная сортировка. Сегодня на территории Новосибирска и области почти не осталось лицензированных мест для размещения отходов. Всего экологами учтено свыше полутора тысяч свалок, но лишь около десятка из них имеют лицензии. А 700 полигонов вообще обладают странным статусом «условно санкционированных». Резерв главной свалки города — Гусинобродской, по утверждению специалистов, будет исчерпан максимум через десять лет (хотя закрыть его из-за перемен в законодательстве пытались уже год назад). 

Концессия по строительству двух подобных площадок владельцами «Экологии-Новосибирск» (группой «ВИС») буксует уже целый год. Изначально предполагалось, что масштабные полигоны с сортировочными заводами появятся близ Раздольного и Верх-Тулы.

Однако протесты местных жителей и экологов вкупе с весьма странными условиями концессионного договора привели к тому, что проект был заблокирован. Впрочем, на пресс-конференции по итогам 2019 года губернатор Андрей Травников заявил, что в начале 2020-го работы, скорее всего, возобновят, но уже на выгодных для области условиях.

Однако малое количество мусорных полигонов оказалось не единственной проблемой в цепочке утилизации отходов. С нынешнего года сортировочные предприятия стали обязательным звеном этого процесса, и вопрос сортировки вторсырья перед попаданием на свалки сразу стал актуальным. 

Согласно мировому опыту, чтобы система была эффективной, на вторичную переработку необходимо отправлять около 70% всего мусора вместо тех 10%, которые сейчас обрабатывают на российских предприятиях. Это ставит ребром вопрос активности и экологической сознательности самих горожан, которым, судя по всему, в ближайшем будущем предстоит заняться сортировкой собственного мусора. Если посмотреть на данные соцопросов, к этому готовы многие. Но далеко не все. 

Нелегальные перевозчики и нерадивые строители. Много мусорят нелегальные перевозчики отходов. Это происходит следующим образом. Люди нанимают организацию, чтобы массово вывезти, например, строительный мусор. Затем, намеренно или нет, заказчики не проверяют у исполнителей наличие необходимой документации для официальной деятельности. Фирма берет деньги, но до полигона мусор не доезжает — его разгружают где ближе и удобнее. 

На несанкционированных свалках именно строительный мусор составляет самую большую долю от общей массы отходов. Конечно, почти всегда он попадает в не предназначенные для этого места специально и злонамеренно.

Строителям просто лень, а иногда — экономически не выгодно правильно и законно утилизировать свой мусор. Поэтому битый кирпич и куски бетона с арматурой становятся «архитектурными доминантами» стихийно выросших свалок. 

Несознательные дачники и бездушные бизнесмены. Как отмечалось выше, львиная доля нелегальных мусорных полигонов образуется вокруг садовых обществ. Они же склонны особенно разрастаться со временем. То есть дачники и «частники» — это те категории граждан, которые чаще всего загрязняют природу. Это является своеобразным парадоксом: все-таки люди живут «на земле», часто с нее же кормятся и должны были бы больше ценить и уважать ее.

Но загадить очередной свалкой берег речки или лесную опушку могут не только обычные граждане. Нередко виновниками этого становятся коммерческие организации. Например, по словам активистов, гаражные кооперативы часто устраивают мусорные кучи из автомобильных покрышек, чтобы сэкономить на их вывозе и утилизации. Промышленные предприятия и научные институты тоже не раз попадались на таком, без преувеличения, «экологическом терроризме». 

А ведь почти любое оборудование и техника, которые и составляют основную часть отходов таких организаций, содержат ядовитые вещества. Их воспламенение грозит серьезными проблемами не только тем, кто живет по соседству с опасными полигонами, но и всем жителям района, а в некоторых случаях — и целого города.

Борьба длиною в год: как ликвидировали свалки в 2019 году. Несмотря на вопиющие случаи появления и разрастания стихийных свалок, нужно признать, что отслеживать их стали внимательнее, а бороться — оперативнее. Это связано и с начавшимся созданием новой системы утилизации, все ниточки которой собраны в руках монополиста, и с активностью негосударственных экологических сообществ, и с бдительностью районных администраций, сотрудникам которых вверено следить за своей территорией. 

В департаменте энергетики, жилищного и коммунального хозяйства Новосибирска нам объяснили, как это происходит:

«Систематически проводятся рейды по выявлению фактов размещения отходов производства и потребления в неустановленных местах. В целях недопущения образования новых мест складирования отходов в секторах индивидуальной жилой застройки города организован кольцевой сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, в местах наибольшей проходимости установлены специальные бункеры большой вместимости, с населением проводится разъяснительная работа, на сайтах администраций районов размещена соответствующая информация».

В мэрии нам также предоставили статистику по борьбе со стихийными свалками в 2019 году: властям удалось ликвидировать 358 мест несанкционированного размещения отходов, приблизительный объем вывезенного мусора — 38 тысяч м³. Примерная аналогия по объему (но не по весу) — около 3,5 тысяч 15-тонных КамАЗов. 

Данные по ликвидированным свалкам районов Новосибирска за 2019 год:

  • Первомайский район — 81
  • Кировский район — 69
  • Дзержинский район — 57
  • Октябрьский район — 47
  • Центральный округ (Железнодорожный, Заельцовский и Центральный районы) — 45
  • Ленинский район — 29
  • Калининский район — 22
  • Советский район — 8

Варианты решения проблемы 

Мусорные бункеры. Одна из идей, исходящих из мэрии, заключается в установке больших перехватывающих бункеров для твердых бытовых отходов. Их предлагают ставить на месте стихийных свалок. В Новосибирске такие контейнеры есть в Первомайском и Советском районах: в частном секторе и местах массового отдыха. 

Однако в одностороннем порядке этот вопрос полностью не решить, поэтому его будут индивидуально прорабатывать вместе с активистами территориальных общественных самоуправлений (ТОС). И если сами жители решат, что контейнер им нужен — его будут устанавливать за счет муниципалитета.

Западные технологии. Проблему, которую мы описали в начале статьи — недостаточное количество крупных мусорных полигонов и сложность создания новых, — на первый взгляд решить невозможно. Но есть один реальный вариант — западные технологии утилизации мусора. В Новосибирске уже имеется несколько компаний, которые применяют специальные прессующие компактные установки. Кстати, их стоимость не очень велика — около 200 тысяч рублей.

Предупреждения и штрафы. Борьба идет по всем фронтам: не только с последствиями образовавшихся свалок, но и с их причинами. Для этого горожан предупреждают о возможных штрафах. По сообщению департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города, в 2019 году было составлено 132 протокола об административной ответственности за размещение отходов производства и потребления в неустановленных местах. 

«Наказание повлекло за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от двадцати до тридцати тысяч рублей», — сказано в официальном ответе из мэрии.

Кроме того, власти регулярно ведут разъяснительную работу с горожанами: проводят собрания жильцов, раздают листовки, ставят на пустырях щиты с напоминаниями: «мусорить здесь запрещено». Ту же работу, а также уборку и контроль за утилизацией отходов несанкционированных свалок, проводят волонтеры. Вот только в зоне их внимания чаще находится не сам мегаполис, а его пригород.

Что делать дальше? Ведущая роль в борьбе со стихийными свалками, как бы ни старались экологи и просто сознательные граждане, все-таки принадлежит государству. Ведь строительство новых полигонов для сбора, сортировки и утилизации мусора не способен потянуть даже городской бюджет. Влиять на крупные предприятия, которые загрязняют окружающую среду, жители города также не в силах: этим обязаны заниматься госструктуры. 

А вот внимательно относиться к экологии в бытовых вопросах способен каждый. И в первую очередь нужно начать хотя бы с того, чтобы просто доносить собственные отходы до легально установленных контейнеров, а не выбрасывать их где придется. 

Когда сознательность горожан достигнет хотя бы такого уровня, можно будет всерьез думать о следующем шаге. Уже сегодня в пределах города существуют организации, занимающиеся вопросом сортировки вторичного сырья. И внести свою лепту в решение «мусорного» вопроса можно у себя дома, разделяя содержимое собственного ведра с отходами.

Казалось бы, причем здесь несанкционированные полигоны? А связь самая прямая. Сортировка отходов — основа основ технологии мусорного рециклинга, то есть переработки никому не нужного хлама в полезное вторсырье. «Побочным эффектом» этого является снижение нагрузки на полигоны, а вслед за этим и тарифа на вывоз не подлежащих переработке отходов. 

Это, в свою очередь, способно мотивировать недобросовестных бизнесменов утилизировать свой мусор законным способом. А если власть и вовсе обяжет бизнес заниматься раздельным сбором, вывезти что-то на стихийную свалку станет очень сложно. Одной только инициативы снизу для этого, конечно, мало, но надо же с чего-то начинать! И такая работа в городе идет: уже сейчас во многих дворах стоят специальные контейнеры. 

Однако в масштабах мегаполиса это еще не так заметно, чтобы стать значимым фактором борьбы за экологию. Да и пока далеко не все горожане готовы тратить на это время. Но, как ни странно, в данном вопросе стихийные свалки даже могут помочь — есть надежда, что со временем до новосибирцев дойдет простая истина: если мы не хотим копаться в собственном мусоре, вскоре придется разгребать уже наши общие отходы. 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#вторичка#город#реновация#новосибирск#новостройка
вторичкагородреновацияновосибирскновостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
19 апреля 2024
редакцияeditorial@cian.ru