Москву не предлагать

Эксперт о том, как сделать жизнь в регионах комфортнее

Фото
shutterstock.com

Весной хочется многое обновить. И не только гардероб, но и стиль жизни. Кого-то манят моря и океаны, а кого-то — огни больших городов. И это понятно, но в мире нечасто горожане стремятся переехать в пригород или небольшие городки в окрестностях мегаполисов. Можно ли это изменить? Юлия Грызенкова, доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и страхования Финансового университета при Правительстве России, размышляет на эту тему.

Желание переехать в крупный город чаще всего связано с качеством жизни, которое там выше. Также оно обусловлено карьерными возможностями, культурной средой, медициной, транспортной инфраструктурой и так далее. Это понятно и часто является причиной переезда в нашей стране в Москву, Санкт-Петербург, Новосибирск, Владивосток, Самару или Екатеринбург. С другой стороны, в этих городах приходится больше тратить на жильё, при этом экология хуже и выше темп жизни.

Поэтому есть и обратный процесс: пригороды мегаполисов всё более застраиваются коттеджами и высотными домами, а часть горожан уезжают в дальние сёла за экологией, предпочитая удалённую работу и фриланс.

Мы с детства привыкли, что Россия — огромная страна, но большая часть наших сограждан живёт в ней далеко не везде: климат и процессы урбанизации успешно собирают людей в города-миллионники. Хотя улицы и кварталы малоэтажных домов намного комфортнее, чем современные нам города многоэтажек, между которыми не всегда удаётся найти место для прогулки (всё заставлено машинами приезжающих только на ночь жильцов). Диктуется такая среда многими факторами. Выбор централизованного отопления, особенности транспортной инфраструктуры, неразвитость социальных объектов на многих территориях, незначительная доля малого и среднего бизнеса по стране — всё это создаёт ещё большее тяготение к крупным городам и появление вокруг них городов-спутников, нанизанных на транспортные узлы.

История и опыт развитых стран показывают, что вслед за урбанизацией и строительством многоэтажных городов наступает период возвращения к небольшим городкам в пригородах и малоэтажной застройке. На сегодня в России экономически целесообразно высотное строительство, оно решает многие проблемы. Но в перспективе можно ожидать развития экономики, транспортной инфраструктуры, что сделает возможной комфортную жизнь за пределами огромных мегаполисов.

Сегодня для того, чтобы молодёжь видела перспективы в родном селе или небольшом райцентре, нужна вдумчивая региональная политика, которая находит своё отражение в национальных проектах и программах. На первый взгляд, стоит решить вопрос о доступности приобретения или постройки своего жилья, в том числе кредитования индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и деревянного домостроения; обеспечение культурных и медицинских запросов, и в том числе понятный алгоритм в случае сложных заболеваний. Не менее важно решение проблем школ и детских садов, причём не обязательно постройка заведомо малокомплектных учреждений. Например, есть и в ряде случаев уже используется возможность организации и субсидирования небольших частных детских садиков. Жители не должны чувствовать себя отрезанными от большой жизни, должна быть реальная возможность комфортно и в разумное время доехать до торговых центров, аэропорта и так далее. Всё это очень важно, но не достаточно.

Фото
depositphotos.com

Обязательно нужны интересные рабочие места, дающие возможность для развития. И такие примеры есть. В городе Мышкине и окрестных сёлах сформировался туристический кластер, в котором с успехом может реализоваться творческий человек, любящий российскую историю и природу. Силами самих жителей появилась и успешно работает этнодеревня кацкарей, дающая стабильный доход жителям. Так же можно охарактеризовать город Плес с окрестностями. Появляется интерес к старинному городу Нерехте, известному монастырём и купеческой историей, а также определённой знаменитостью в литературе начала XX века (одна из первых историй российского феминизма, описанная в Дневнике русской женщины Елизаветы Дьяконовой). Как только появляется перспектива в городе и окрестных сёлах, молодёжь остаётся и начинают приезжать новые жители. Эти процессы делают привлекательной жизнь в небольших городах, для которых малоэтажная застройка всё ещё характерна.

Фото
depositphotos.com

Развитие инфраструктуры предместий крупных городов приведёт в нашей стране к процессам, наблюдавшимся в США во второй половине XX века, когда средний класс массово перебирался в пригороды и небольшие городки в 10–30–50 километрах от мегаполисов. Уже есть примеры попыток исправления сформировавшихся в 30–50-е годы XX века в бывшем СССР традиций городской застройки, пусть и не всегда успешные. Проект «Новая Москва» был призван сформировать иной облик столицы, но в итоге привёл к продолжению градостроительных традиций постсоветской Москвы, хотя имел значительные шансы на формирование комфортной городской малоэтажной среды. В то же время в Подмосковье значительный шанс на постепенное превращение в малоэтажный пригород имеют окрестности Рублёво-Успенского шоссе, на которых практически сформирована транспортная, торгово-развлекательная и социальная инфраструктура.

Юлия Грызенкова

Доцент кафедры ипотечного жилищного кредитования и страхования Финансового университета при Правительстве России

Комментарии

0