Назад в будущее: открывая Екатеринбург заново

Как горожане меняют свое отношение к Верх-Исетскому бульвару, а новые идеи наполняются смыслами 200-летней давности, рассказала во время прогулки Елена Теребенина, генеральный директор «Синара Центра»

Мы свыклись с мыслью, что город теряет под натиском современной застройки свой исторический облик. Тем удивительнее видеть возвращение в культурный контекст зданий, сохранивших «код города». Одно из них — «Синара Центр», который был открыт в сентябре 2019 года. С него и началась наша прогулка.

А могли бы стать верхисетцами

Как ни странно, в моем сознании Верх-Исетский бульвар долгое время не существовал вообще. Дворец молодежи, а следующая остановка — ДК ВИЗа. Все изменилось три года назад после экскурсии, организованной Музеем истории Екатеринбурга: я узнала о поселке Верх-Исетске, который сегодня назвали бы «уральской Рублевкой». Если на территории города жили в основном рабочие, то Верх-Исетск был своеобразным культурным оплотом, и состоятельные люди в конце XVIII — начале XIX века по-своему обживали этот район: строили храмы, разбивали сады. Я полезла дальше в историю и выяснила, что у поселка были все шансы поглотить Екатеринбург, и тогда бы вся территория носила название Верх-Исетск. Но у Екатеринбурга лобби было сильнее — главным козырем стала железная дорога. С ее появлением вопрос лидерства решился однозначно, поэтому мы сегодня екатеринбуржцы, а не верхисетцы.

В моем сознании Верх-Исетский бульвар долгое время не существовал вообще. Дворец молодежи, а следующая остановка — ДК ВИЗа

Чем больше я погружалась в историю, тем больше смыслов открывалось. Например, вы знаете, почему парк за Дворцом молодежи вытянутый? Когда-то здесь был ипподром, поэтому, разбивая парк, ориентировались на его планировку. А на нынешней площади Коммунаров в начале прошлого века проходили большие митинги, на ее краю стоял деревянный Верх-Исетский народный театр вместимостью 1 100 человек — место изначально было выбрано нашими предками для активной общественной и культурной жизни. Мы продолжаем двигаться в этом направлении — и то, что сейчас Дворец молодежи — одна из самых популярных гастрольных и концертных площадок, таким образом, не случайно. «Синара Центр» поддерживает эту логику развития, и я думаю, что горожане начнут осваивать бульвар заново. Во всяком случае, мы прилагаем все усилия, чтобы люди к нам начали ходить на выставки, концерты, мастер-классы, ярмарки.

Вы знаете, почему парк за Дворцом молодежи вытянутый? Когда-то здесь был ипподром, поэтому, разбивая парк, ориентировались на его планировку

Не все то церковь, что с куполом

Пока мы только наблюдаем за тем, как идет коммуникация с нашим общественным пространством. И вот что заметили: ограда играет двоякую роль. С одной стороны, она формирует уютный закрытый дворик, отделяет от трамвайной линии, с другой — создает ощущение «частной территории» у тех прохожих, которые пока еще не в курсе, что «Синара Центр» открыт для посещения семь дней в неделю. Еще один — видимо, ментальный — момент: наши здания с куполами на первый взгляд напоминают некоторым горожанам церковные сооружения. Часто звонят и спрашивают: «Как пройти в „Синара Центр“? Вывеску на новом здании видно, а идти-то к нему через храм что ли?» Я сама как-то ехала на трамвае от площади 1905 года и слышала, как спорили две старушки: что именно открыли по адресу Верх-Исетский бульвар, 15 — церковь или нет. Так что наша задача сегодня — стать заметными для горожан, создать впечатление большого семейного центра, сформировать впечатление о «Синара Центре» как месте интеллектуального отдыха.

Наши здания с куполами на первый взгляд напоминают некоторым горожанам церковные сооружения. Часто звонят и спрашивают: «Как пройти в „Синара Центр“? Вывеску на новом здании видно, а идти-то к нему через храм что ли?»

Бывший руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков, выступавший в прошлом году на фестивале «Слова и музыка свободы» в Ельцин Центре, рассказал об исследовании, которое проводилось в Москве. Горожанам задавался вопрос: «Что вы будете делать, если у вас вдруг появится дополнительный выходной?» Опрос проводился два года подряд. Результаты первого были удручающими — большинство опрошенных ответили: «останусь дома». Исследователи трактовали результаты таким образом: у жителей нет карты использования города. После это в Москве была развернута большая информационная кампания, рассказывающая о доступных программах в музеях и других общественных пространствах, начали восстанавливать парки. Через некоторое время опросы показали увеличение доли тех, кто говорил: «пойду в парк» или «отправлюсь в музей». И нас, я считаю, ждет тот же процесс — надо научить екатеринбуржцев жить яркой, насыщенной культурными событиями жизнью, в Екатеринбурге для этого масса возможностей.


По легенде, хозяин Верх-Исетского завода Алексей Яковлев в начале XIX века планировал построить семейную усадьбу. Но вмешались городские власти, и собственнику пришлось выполнять предписание, согласно которому при больших заводах должны были находиться пункты медицинской помощи. Яковлев продолжил строительство. Так в 1826 году на бульваре, соединяющем Верх-Исетск и Екатеринбург, появился госпиталь, построенный в стиле классицизма по проекту группы архитекторов при участии знаменитого Михаила Малахова


По вечерам, когда выхожу с работы и смотрю на подсвеченный комплекс усадьбы, а затем перевожу взгляд на панораму центра города с его небоскребами, я думаю о том, что все-таки архитектура, которой 200 лет, разрабатывалась для эстетики и красоты, функциональность не выводилось на первый план, хотя, конечно же, подразумевалась по запросам того времени. Как все-таки обмельчало наше мышление — мы живем в коробках, где никакого декора, ничего, что вдохновляло бы или давало пищу для воображения. Не говоря уже про атмосферу, которую формируют эти здания.

Открытие куполов стало одним из самых удачных решений и в восточном павильоне, где находится «Пинцерия Бонтемпи», и в западном, где расположился SEKTA Organic Wine Bar — до реконструкции там были ровные потолки

С этой точки зрения мне очень нравится наш зал приемов с куполом. Одна из посетительниц как-то сказала, что сюда надо приводить детей, чтобы они просто побывали в этих стенах — «пропитаться хорошими манерами». Вообще открытие куполов стало одним из самых удачных решений и в восточном павильоне, где находится «Пинцерия Бонтемпи», и в западном, где расположился SEKTA Organic Wine Bar — до реконструкции там были ровные потолки. В винном баре уже стал достопримечательностью девятиметровый купол в виде звездного атласа с мифическими созвездиями и алхимическими символами. Нас часто спрашивают, почему не восстановлен портик с восемью колоннами перед входом в «Синара Центр» — на старинных изображениях усадьбы он есть. Если город согласится передвинуть трамвайную линию — а иначе никак его не вместить, — мы это сделаем, но пока речи о столь масштабных работах не идет.

Через историю к новым смыслам

Если говорить о том, какие еще здания по Верх-Исетскому бульвару интересны своей архитектурой, стоит упомянуть два жилых дома на перекрестке с улицей Крылова. Комплекс был построен в 1953 году по проекту архитектора Моисея Рейшера. Говорят, что его возводили пленные немцы, поэтому родилась легенда о том, что угол с декором на верхнем этаже похож на немецкую фуражку. Конечно же, историки весьма скептически относятся к этому мифу, но мне нравится архитектура с элементами советского неоклассицизма и то, что городские легенды соседствуют на Верх-Исетском бульваре — наши в «Синара Центре» из XIX века и те, что родились в XX.

Говорят, что его возводили пленные немцы, поэтому родилась легенда о том, что угол с декором на верхнем этаже похож на немецкую фуражку

Недалеко от «дома с фуражкой» — еще одно историческое здание на Крылова, 2, где долгие годы находился ОВИР. До революции здесь был приют для сирот — его построили в 1897 году на средства, оставленные по завещанию екатеринбургского купца Петрова. И фасад, и внутренняя планировка дома очень интересны — я когда приходила туда за паспортами, всегда внимательно разглядывала его.

Если идти дальше по Верх-Исетскому бульвару, то почти у каждого здания есть своя история. Улицы, которые расположены за ним, логично продолжают повествование о прошлом города. Например, на перекрестке улиц Кирова — Токарей стоит дом, где в 1905 году Яков Свердлов устроил штаб-квартиру, а чуть дальше на месте бывшего хлебозавода восстанавливается храм. Таким образом, если проследить весь путь от «Синара Центра» до площади Субботников, можно сказать, что возвращая знаковым постройкам изначально заложенные архитектурные смыслы, мы даем новую жизнь городскому пространству. Я надеюсь, что реконструкция исторических зданий как на Верх-Исетском бульваре, так и в других частях города продолжится и мы будем заново открывать для себя Екатеринбург и узнавать его историю.

Комментарии

4
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Так и не понял из текста, что за «Синара Центр» и чем он занимается. Загуглил - интересный проект.