Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

Своя колея: изменят ли Новосибирск новые дороги

Антон Митько27 декабря 2019 3 356
2023-05-03T16:36:31.337551+00:00
Своя колея: изменят ли Новосибирск новые дороги
Что происходило с дорожной инфраструктурой города в 2019 году и чего ждать дальше


К концу уходящего года в Новосибирске сложилась неоднозначная ситуация со строительством дорог. С одной стороны, власти активно участвуют в масштабном федеральном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и часто рапортуют о проделанной работе. Но с другой — эксперты, общественные деятели и горожане не замечают в дорожном вопросе видимых изменений. Вместе со специалистами мы вспомнили, что происходило в этом году на новосибирских дорогах и к чему ведет наша общая городская колея. 

Катализатор вопроса: федеральный проект БКАД

Общий план развития дорог в регионе. В начале 2019 года в стране был принят национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Однако внимание к этой сфере власти стали проявлять еще раньше. До того одноименный проект имел чуть более «скромный» федеральный статус и несколько лет действовал во многих областях страны. Новосибирская область участвовала в нем с 2017 года. 

Если нет возможности брать ипотеку или купить квартиру своими силами, а отдельное жилье нужно уже сейчас, то аренда квартир поможет решить данный вопрос

На выделенные за это время деньги (около 1,5 млрд из бюджетов разных уровней в 2017-м и около 1 млрд в 2018-м) в самом Новосибирске отремонтировали примерно 2 млн. кв. км. дорожного полотна и ликвидировали 24 места концентрации ДТП.    

В начале нынешнего года у программы появились новые ориентиры, продиктованные указом президента № 204 «О Национальных целях и стратегических задачах». По нему к 2024 году в городе Новосибирске и области запланировано:

  • увеличить протяженность дорожной сети Новосибирской агломерации, соответствующей всем современным требованиям, до 85%; 
  • увеличить протяженность автодорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих всем современным требованиям, до 46% (это 1 187 километров) к 2024 году;
  • снизить долю перегруженных региональных и межмуниципальных дорог на 10% по сравнению с 2017 годом; 
  • снизить количество аварийно опасных участков дорожной сети области в 2 раза по сравнению с 2017 годом;
  • развить существующие и внедрить новые интеллектуальные транспортные системы, помогающие сохранять автодороги; 
  • увеличить количество автоматических пунктов весового контроля и камер фотовидеофиксации.  

При выборе объектов для строительства и реконструкции предпочтение будет отдаваться тем маршрутам, где проходят школьные автобусы, стратегически важным дорогам (которые связывают город с райцентрами) и трассам регионального значения. Также в приоритет строительства и ремонта попадают мосты и путепроводы. 

А что же получилось? Звучит все это отлично. Но, по словам контролирующих проекты общественников, на практике дела идут совсем не так хорошо. Руководитель новосибирского регионального представительства Федерации автовладельцев России Вячеслав Ашурков оценивает работу программы в первые два года как «своеобразную». По словам эксперта, в 2017–2018 годах проектно-сметная документация готовилась в спешном порядке, и поэтому как у подрядчиков, так и у общественников, которые пытались проверять результаты работ, возникло много вопросов.  

«В 2017 и 2018 годах я лично с приемочной комиссией посещал объекты в рамках БКД. Меня волновали такие вопросы, как качество материалов, применяемых при реконструкции дорожных объектов. К сожалению, на стадии приемки работ эти вопросы были уже не актуальными: подрядчик все сделал в рамках поставленных ему задач, которые не были озвучены общественности», — вспоминает о своем опыте эксперт.  

Кроме того, руководитель новосибирского отделения ФАР считает странным само распределение бюджетов. 

Известно, что кроме федеральных и областных денег, в программу ежегодно вкладывались и около 300 миллионов из городской казны.  Как считает Ашурков, эти деньги можно было разделить между множеством объектов в Новосибирске, чтобы решить какие-то точечные, но более важные проблемы. Например, поставить светофор. 

Но зачастую вместо этого средства идут на второстепенные мероприятия вроде установки дорожных камер.

«В целом, подготовка заказчика к проведению мероприятий программы БКД в 2017–2018 годах была, по моему мнению, провалена», — подводит неутешительный итог эксперт в дорожных вопросах. 

О том же, чего Новосибирская область добилась после трансформации программы «БКД» в нацпроект «БКАД» мы поговорим отдельно. 

Взлеты и падения нацпроекта  

План перевыполнили: итоги дорожного строительства по области. Как рассказал на пресс-конференции министр транспорта и дорожного хозяйства региона Анатолий Костылевский, подводя итоги национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» за 2019 год, во всей Новосибирской области было отремонтировано 204,5 километра дорог. Это является перевыполнением плана. 

На дороги региона был нанесен приблизительно 91 километр разметки, заменено около тысячи знаков, установлено или обновлено 8 километров тросового и барьерного ограждения, оборудовано около 3 километров освещенных зон. 

Официальный представитель Федерации автовладельцев России Михаил Мезенцев считает, что положительные изменения есть, особенно если говорить о состоянии  дорожного покрытия и прилегающей инфраструктуры. Но в то же время есть и ряд неприятных моментов: 

«Новые схемы организации дорожного движения на участках ремонта не согласуются со смежными схемами и установившимся порядком, из-за чего существенно осложняется дорожная обстановка и снижается пропускная способность трасс».

Эксперт тематической площадки «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Александр Стефанов выделил основные цели дорожников в уходящем году: повышение безопасности, улучшение технического состояния дорожной сети и системные изменения при планировании новых и эксплуатации старых дорог. Однако реализация этих задач в регионе, по мнению специалиста, все еще под вопросом.

avatar

Александр Стефанов,Показатели смертности на дорогах относительно базового 2017 года снизить не получается. И принимаемый комплекс мер не способен существенно изменить печальную статистику.

Нормативное состояние дорог у специалиста также вызывает целый ряд вопросов в связи с отсутствием требуемых по закону (257-ФЗ) паспортов объектов и данных инструментальной диагностики их состояния. То есть, сделать-сделали, но объективно оценить результат нельзя. 

«В течение всего года отсутствовал весогабаритный контроль в регионе, что ставит под вопрос сохранение существующей дорожной сети в нормативе к 2024 году», — резюмирует Александр Стефанов. 

Мало, но много: итоги по Новосибирску. Если же говорить только о городе, здесь достижения исчисляются не слишком масштабными цифрами. В уходящем году по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» отремонтировали около 20 километров новосибирских дорог. На эти работы потратили примерно 1 миллиард и 15 миллионов рублей. Отметим, речь идет не о ремонте полотна, а о полной реконструкции с заменой всей сопутствующей инфраструктуры.

В первую очередь дорожники занялись реконструкцией нескольких ключевых магистралей на въезде в город. В начале лета были расширены отдельные участки улиц Кедровой, 2-ой Станционной и Гусинобродского шоссе. 

Михаил Мезенцев считает это очевидным плюсом:

расширение въездов положительно скажется на увеличении скорости потока, а значит и автомобилисты, и пассажиры общественного транспорта смогут быстрее добираться в Новосибирск из пригорода.

Также в этом году капитально отремонтировали улицу Фабричную и некоторые участки Большевистской и Красного проспекта. В случае с Большевистской речь идет о двух отрезках общей протяженностью 10 километров, на работы потратили 515 миллионов рублей. А то, где именно и как ремонтировали Красный проспект, вероятно, за лето хотя бы раз видел каждый житель города. 

Недоработки и внезапные перемены. Прецедентов, когда все дорожные работы принимаются без нареканий, в Новосибирске не было, пожалуй, никогда. Вот и на этот раз ошибки признали сами заказчики ремонта. Министр транспорта и дорожного строительства Новосибирской области Анатолий Костылевский отмечал, что недоработки были выявлены как раз на Большевистской. 

«Были вопросы по верхнему слою, там порядка 10 тысяч м² подрядчик просто отфрезеровал и переложил по новой за свой счет. Работы не принимали, пока не было подтверждено их качество», — объяснял ситуацию несколько месяцев назад министр.

Эксперт в дорожных вопросах Александр Стефанов и вовсе ставит под сомнение качество всех проделанных работ: 

«Для ремонта широко применяется тонкослойное покрытие со сроком эксплуатации 2-3 года, то есть заведомо не обеспечивающее показатели к 2024 году. В погоне за километрами в отчетах чиновники игнорируют элементарные требования: не делаются примыкания и пересечения, не обеспечивается водоотведение, и это не говоря уже о базовых показателях, таких как несущая способность основания или габариты дороги. Яркий пример — Димитровский мост, покрытие на котором начало разрушаться сразу после приемки работ». 

Вячеслав Ашурков также видит немало минусов в качестве проведенного ремонта. Например, специалист считает, что многие показатели были заявлены в большем размере, чем в итоге реализованы. Например, вместо запланированного расширения на улице Кедровой за этот сезон закончили лишь вынос коммуникаций. По улицам Большой и 2-й Станционной было заявлено о реконструкции перекрестка, но за год успели только побороть «внезапное» препятствие — грунтовые воды. 

«Все это говорит о слабой проработке технического задания. Почему на улице Большой сначала не провели геологическую разведку? И почему этот факт (дополнительные затраты) сейчас попадает в акт скрытых работ? Почему муниципалитет как заказчик после общественных обсуждений меняет список запланированных улиц?» — недоумевает Ашурков.

Ответ на последний вопрос у эксперта есть: постоянные изменения в планах он связывает с другими федеральными проектами. Например, «Академгородок 2.0» или новый ЛДС «Новосибирск-Арена». За счет денег национального проекта БКАД город начинает в спешном порядке делать улицы вокруг появляющихся федеральных объектов.

Что еще сделали в городе? Ремонт на новосибирских дорогах ведется не только в рамках БКАД. В мае об источниках финансирования дорожных работ высказался Анатолий Локоть. «У нас есть еще и другие программы: для частного сектора, для тротуаров, но это особая история», — резюмировал мэр, не уточнив, в чем именно заключается эта «особость».  

Весной город получил из федерального бюджета 874 миллиона рублей на социально важные проекты. 160 миллионов в итоге пошло на строительство четырех участков дороги в Ленинском, Кировском и Калининском районах. 

Первый объект — улица Титова, которую продлевают до микрорайона «Чистая слобода». Работы запланированы на отрезке между улицами Бийской и Дукача. Первый этап строительства от Бийской до Заозерной закончили в этом году. Но в недавней статье мы упоминали про эту дорогу: жители «Слободы» жалуются на то, что одной улицы катастрофически мало для целого микрорайона. По планам мэрии эта дорога при самом позитивном варианте развития событий будет еще продлена и выйдет на остановочную платформу будущей городской электрички.

В Калининском районе построили сразу два объекта: железнодорожный переезд между улицами Гребенщиков и Фадеева и дорогу по улице Мясниковой. Последний участок хоть и является небольшим, но позволяет разгрузить улицу Лесную. По сообщению из мэрии, на конец года работы на обоих объектах находились в завершающей стадии.

Четвертый объект располагается в Кировском районе. Здесь, продлевая улицу Петухова, строят четырехполосную дорогу. По плану она напрямую будет вести к микрорайону «Матрешкин двор». 

Планы и пробки: чего ждать дальше? 

Работы над двумя из вышеперечисленных недостроенных дорог продолжатся еще два года. «Планируемый срок завершения строительства участков улиц Петухова и Титова — четвертый квартал 2021 года», — сообщается в ответе от мэрии города на наш запрос. 

Известны и некоторые другие планы на будущее: 

  • проектом «дорожной карты» транспортной стратегии Новосибирской области в 2020 году предусмотрено начало строительства четвертого моста через реку Обь в районе улицы Ипподромской; 
  • также в планах властей — обратиться к федеральному центру с просьбой о выделении средств для строительства дорог к новому ЛДС; 
  • кроме того, в следующем году разработают проект и рассчитают смету для продолжения строительства улицы Георгия Колонды; 
  • еще будет проанализирована возможность строительства на территории столицы региона и Новосибирской области Юго-Западного автомобильного транзита: эта крупная артерия входит в проект по развитию Новосибирского научного центра.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский обозначил планы на будущее в глобальной перспективе:  

«Серьезной и специфической проблемой развития Новосибирской области и Новосибирской агломерации является перегруженность основных транспортных магистралей и ситуация с ДТП. Для решения этих проблем <&hellip;> за весь период реализации нацпроекта на 10% планируется снижение доли автомобильных дорог, работающих в режиме перегрузки. Также предполагается снижение количества мест концентрации ДТП на дорожной сети в 2 раза».  

Эксперт тематической площадки «Безопасные и качественные автомобильные дороги» Александр Стефанов считает, что по сравнению с 2017-м годом качество организации работ улучшается. Однако при этом на некоторых объектах по-прежнему есть проблемы  с исполнением гарантийных обязательств. 

«Но самое главное, что за весь год система оперативного управления „Эталон“, которая анализирует эффективность работы дорожно-строительных организаций, выдала всего одно предписание строительного контроля, и это для 109 объектов БКАД! А вот кураторы этих строек оформили аж 188 таких предписаний», — подводит итог году специалист.

Таким образом, происходит очень странная ситуация: на местах не видят или не хотят видеть собственных нарушений и ждут проверку, чтобы получить свою порцию замечаний. 

avatar

Михаил Мезенцев,Никакого прорыва не случилось: по той же схеме, как и в предыдущие годы, отремонтировано несколько участков улично-дорожной сети под ключ, то есть с заменой знакового хозяйства, светофоров и даже бордюрных камней.

Код № 11: «бордовый». Районы в пробках. Даже если перечисленные выше планы реальны и будут выполнены, решат ли они хоть немного остроту общегородского дорожного вопроса? В особенности, проблему транспортной доступности удаленных районов, которая с каждым годом назревает все больше? 

Несмотря на трудности некоторых застройщиков и проблему долгостроев, строительство жилья в городе продолжается высокими темпами: новые кварталы растут, как грибы после сентябрьского дождя. И вместе с квартирами люди зачастую автоматически приобретают головную боль в виде ежедневных пробок. 

Ситуация на въездах в ряд жилых массивов в часы пик крайне сложная. В 2GIS во время самых сильных заторов многие дороги приобретают насыщенный бордовый цвет, а сама дорожная ситуация  в эти моменты оценивается в 11 баллов по 10-балльной шкале, что уже давно стало объектом грустных шуток горожан. 

Заявленное снижение загруженности дорог на 10% к 2024 году вряд ли сильно изменит ситуацию, даже если этого показателя действительно удастся достичь. Стоять в 9-балльных пробках вместо 10- и 11-балльных — тоже сомнительное удовольствие.   

Свои мнения на этот счет есть у экспертов в дорожных вопросах, которые попробовали выделить факторы, создающие эту общегородскую проблему. Михаил Мезенцев полагает, что основной «болезнью», помимо неважного состояния многих дорог, является полное отсутствие комплексного подхода в организации дорожного движения.

Вячеслав Ашурков также указывает на неэффективное использование уже имеющихся ресурсов. Он уверен, что с помощью действующих светофоров и дорожных знаков можно организовать систему так, чтобы ездить стало более комфортно, без утомительного стояния в пробках.

avatar

Вячеслав Ашурков,Пока подход будет не системным, а в режиме хаотичного движения, точно такое же движение мы будем видеть и на дорогах нашего города.

По организации работ в рамках проекта БКАД в Новосибирске Ашурков и Мезенцев сходятся во мнениях: для его исполнителей главным является отчет о проделанной работе перед Москвой, и  зачастую это ведет к неосмысленному соблюдению неких стандартов, без скидок на реальное положение дел.  

«Это приводит порой к нелепым ситуациям: пешеходное ограждение устанавливается вдоль существующего забора или наоборот, организованный по всем правилам пешеходный переход приводит в никуда, а точнее в забор при отсутствии тротуара. И таких примеров не один и не два», — говорит Мезенцев. 

Александр Стефанов называет главной для города проблемой отсутствие компетентного планирования:  

«Налицо серьезный управленческий кризис, о чем мы писали в мэрию еще в 2016 году. Тогда нам глава департамента Сергей Райхман пообещал все исправить к 2017 году. Но на дворе конец 2019-го и уже состоявшееся решение суда, а ситуация окончательно так и не выправляется».

Речь идет о том, что в уходящем году вступило в силу решение суда, согласно которому бездействие мэрии по кадастровому и техническому учетам, а также отсутствие проекта организации дорожного движения признаны незаконными. Установлен срок до 20 июня 2020 года по устранению данных нарушений. Как пояснил Александр Стефанов, разговоры об этом шли уже много лет, но понадобилось решение суда, чтобы хоть немного сдвинуть ситуацию с мертвой точки. 

avatar

Антон Митько,Журналист, сценарист, режиссер документального кино

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#вторичка#город#реновация#новосибирск#новостройка
вторичкагородреновацияновосибирскновостройка
Сейчас обсуждают
Аноним
19 апреля 2024
редакцияeditorial@cian.ru