«До этого никто не знал, какой вес может выдержать железобетон»: прогулка по исчезнувшей площади Парижской коммуны

Зачем архитектора Оперного театра заставили сидеть под балконами

Коллаж Валерии Силантьевой

В первой истории из цикла прогулок по исчезнувшим площадям, мы отправляемся на площадь Парижской коммуны, которая затерялась в самом центре города. Вы узнаете, где находился первый цирк Екатеринбурга, почему Свердлов показывает рукой на Уральский федеральный университет и что такое Синтетический театр.

Дровяная площадь, XVIII век — 1918-й год: от шлагбаума до Оперного театра

Екатеринбург был основан в 1723-м году и до конца XVIII века оставался небольшим городом: западная его граница проходила по современной улице Сакко и Ванцетти, а восточная вдоль Тургенева и Красноармейской. В 1770-е годы власти были напуганы возможным появлением Емельяна Пугачева и его сообщников, поэтому решили оградить территорию Екатеринбурга земляным валом вдоль границ всего города. По центру, на перекрестке современного проспекта Ленина и улицы Тургенева, был установлен Сибирский шлагбаум пропускной пункт на входе в город. 

Рядом со шлагбаумом на месте пустыря стали проводиться торги, жители из соседних деревень приезжали продать дрова. В XIX веке Екатеринбург стал расширяться, ворота сместились в сторону перекрестка современной улицы Декабристов и Сибирского тракта, а в квартале улиц Красноармейской, Мамина-Сибиряка и проспекта Ленина образовалась площадь, которую позже стали называть Дровяной. В те времена площади зачастую использовались как рынок. 

В Екатеринбурге тогда проживало много немецких специалистов, поэтому в городе образовалась мощная лютеранская община. В 1873-м году на деньги общины построили Лютеранскую кирху с двумя башнями в честь апостолов Петра и Павла. Это было первое каменное здание на Дровяной площади. В советское время, в 1929-30-х годах, власти приняли ряд мер, которые ограничили права религиозных организаций, местным же властям дали полномочия закрывать церкви. В 1930-м Лютеранскую кирху закрыли, пастора изгнали, а само здание чуть позже разрушили.

В конце XIX века в Екатеринбург приехал цирковой артист Максимилиано Труцци и на месте современного Оперного театра в 1883-м году построил первый в городе цирк. Программу с пантомимами, наездниками и акробатами можно было посмотреть из огромного зрительного зала, рассчитанного на 900 мест. В цирке Труцци проработал всего два сезона, после чего продал здание. Оно много раз перестраивалось, а в начале XX века и вовсе сгорело. За это время Дровяная площадь поменяла свое назначение: она стала ассоциироваться скорее с культурной жизнью, нежели с торговлей лесом, так как в тот период екатеринбуржцам не хватало зрелищ. Первый Городской театр располагался в современном здании «Колизея» и не мог вместить в себя всех желающих. И власти решили построить на месте сгоревшего цирка новый. Конкурс выиграл будущий главный архитектор Москвы Владимир Семенов, представивший проект «Светлана». На месте его дорабатывал Константин Бабыкин, автор зданий Филармонии, Управления железной дороги, Уральского политехнического института и других памятников архитектуры.

Новый Городской театр стал первым зданием в Екатеринбурге, построенным с использованием нового в то время материала — железобетона. К тому же в городе не было подобной большой общественной площадки — зрительный зал рассчитан на 1200 мест. Возможно, поэтому в 1917-м году здание театра начали использовать для заседаний членов советской власти. Здесь проходило торжественное заседание новоизбранного екатеринбургского горсовета, куда пригласили огромное количество народа. С этим моментом связана легенда, что в тот день на мероприятие вызвали архитектора Константина Бабыкина, чтобы он сидел под выступавшими балконами в зале и убедился, что они не рухнут. До этого никто не знал, какой вес может выдержать железобетон.

Площадь Парижской коммуны, 1919 1945-й годы: от памятника Свердлову до Синтетического театра 

В 1919-м году Дровяную площадь переименовали в площадь Парижской коммуны. До революции центром города считали территорию современной «Плотинки», где стоял монетный двор, и Церковную площадь (сегодня площадь 1905-го года — Ред.). В 1923-м Екатеринбург стал столицей Уральской области, и большевики задумали сделать площадь Парижской коммуны главной общественно-культурной локацией. 

Памятник Якову Свердлову. В 1920-м году местные власти запланировали рядом с железнодорожным вокзалом поставить памятник Якову Свердлову. Среди горожан объявили конкурс на лучший проект монумента, но победителя не выбрали и реализацию отложили.  В середине 1920-х новым местом для памятника стал — центр площади Парижской коммуны, а работу по его созданию поручили ленинградскому скульптору Матвею Харламову. Монумент открыли в знаменательный день — 15 июля 1927-го года, который считался днем рождения Свердловска: в этот день 1919-го года Красная армия освободила уральцев от оккупации Александра Колчака. Необычное расположение памятника можно объяснить: взор Свердлова направлен в сторону Верх-Исетского завода, ведь рабочие ВИЗа были главной революционной силой. А показывает политический деятель в сторону нынешнего Уральского федерального университета, где тогда предполагалось построить главное здание города — Уральский обком партии, который в итоге был реализован на площади Труда.

Дом печати. В 1930-­е годы, согласно перспективному плану развития «Большой Свердловск», площадь Парижской коммуны хотели застроить масштабными архитектурными проектами, но воплощена была лишь часть амбициозных идей градостроителей. В 1934-м году на перекрестке улицы Тургенева и проспекта Ленина построили конструктивистский Дом печати. Здание было запроектировано таким большим, потому что печатное оборудование в то время занимало много места. Газеты в то время были необходимостью — пресса была единственным источником информации для основной массы горожан.

Дом печати в 1930-е годы и в 2020 году
Фото
PastVu, Polina Rashkovskaia

Гостиница «Большой Урал». На южной стороне площади в начале 1930-х возвели гостиницу «Большой Урал». В Свердловск постоянно приезжали специалисты для работы на строящихся заводах, и  отелей сильно не хватало. Изначально здание было очень простым, без скульптур и барельефов, которые появились только спустя несколько лет после его постройки. Сегодня со стороны проспекта Ленина гостиницу сложно заметить, но в те времена здание Оперного театра планировали снести, чтобы открыть обзор на главный отель Свердловска. 

Дом промышленности. На улице Мамина-Сибиряка рядом с гостиницей стоит Дом промышленности. Сегодня некоторые горожане зовут его «Пентагоном» за серость, массивность и замкнутость. Изначальная идея отличалась от того, что мы видим сейчас: в начале 1930-х архитекторы мыслили масштабно, ведь власти города хотели объединить конторы всех предприятий для лучшего управления. По проекту это была постройка длиной от проспекта Ленина до улицы Малышева в форме буквы «Р» с замкнутым двором, рядом должен был стоять небоскреб высотой в 22 этажа с мачтой для дирижабля. Стройка сильно затянулась: после Великой отечественной войны сдали только часть здания с замкнутым двором, а «небоскреб» достроили до 12 этажей только в 1970-е. В настоящие дни в этом здании размещается «НПО автоматики».

Синтетический театр. Завершать композицию площади должен был Синтетический театр, вмещающий 5000 человек. Задумка заключалась в том, чтобы в одном месте появилась возможность одновременного показа театральных постановок, концертов и спортивных представлений. Предполагалось, что партер будет трансформироваться для массовых собраний, увеличивая вместимость зала до 8000 человек, а сцена будет превращаться в арену за счет ее поворота на 180 градусов. Театр планировали построить в центре площади на месте современного Уральского федерального государственного университета. Реализация была настолько сложной и дорогой, что проект так и не начали строить, к тому же в 1934-м году Уральская область была разделена на несколько частей и государственное финансирование Свердловска резко сократилось. Несмотря на то, что проект не был реализован, к началу Великой отечественной войны площадь Парижской коммуны приобрела почти завершенный вид: с востока она заканчивалась Городком чекистов и Клубом строителей (сегодня там располагается «Сити-центр» — Ред.), с запада — Домом печати. 

Фото
1723.ru

Театр планировали построить в центре площади на месте современного Уральского федерального государственного университета

Площадь Парижской коммуны, 1945 — 1963-й годы: от Дома артистов до Центрального гастронома

Дом артистов. В 1946-м году на месте Кирхи Петра и Павла начали возводить Дом артистов. Место выбрали не случайно, так как рядом находились Театр музыкальной комедии и Оперный театр. Дом строили долго: после войны денег не хватало и в эксплуатацию его ввели только в 1954-м году. Существует легенда, что инициатором строительства был Маршал Жуков, которого сослали в Свердловск, чтобы возглавить военный округ. По легенде, в свободное время он любил посещать театры, знакомился с выступающими и однажды пришел в гости к одной из актрис и был поражен плохими условиями ее проживания. Тогда многие из них жили в бараках без удобств, поэтому Георгий Жуков настаивал на строительстве комфортного дома для работников театров. 

Уральский государственный университет. В послевоенное время площадь выглядела незавершенной: огромные здания Дома печати и Городка чекистов соседствовали с деревянными бараками. В 1949-м году землю напротив Оперного театра, где не был реализован проект Синтетического театра, отдали для размещения администрации треста «Свердловскуголь». Но еще до завершения строительства его передали Средне-Уральскому совету народного хозяйства, само строение ввели в эксплуатацию только в 1956-м году. Спустя девять лет совнархозы расформировали и здание передали Уральскому государственному университету.

Завершение строительства площади. Последнее пустое место на площади Парижской коммуны осталось между университетом и Городком чекистов. Закрыть ее поручили архитектору Петру Деменцеву, который создал два дома: в одном на проспекте Ленина, 48 располагался «Центральный гастроном», а в другом — магазин «Спорттовары». До старта проекта  в 1955-м году в СССР было опубликовано Постановление об излишествах в проектировании и строительстве, поэтому с этого года перестали возводить классические дома с колоннами и фигурами. В связи с этим здания на проспекте Ленина, 48 и 53  выглядят просто и аскетично по сравнению, например, с Домом артистов. В тоже же время строения не похожи на обычные хрущевки: в качестве декора на одном из домов можно увидеть треугольные эркеры. Только к 1963-му году площадь Парижской коммуны обрела свой современный вид. Сегодня мало кто знает, что это площадь, из-за ее плотной застройки. Об этом нам напоминает только памятная табличка, установленная на корпусе Уральского федерального университета.


Евгений Бурденков

Старший научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга

Комментарии

0
под именем