«Дума предложила купцу оплатить создание храма на площади, и он согласился»

Прогулка по исчезнувшей Мельковской площади

Коллаж Валерии Силантьевой

В новой истории из серии прогулок по исчезнувшим площадям Мельковская площадь, от которой сегодня ничего не осталось, даже памятной таблички. Вы узнаете, где находилось крупное золотое месторождение, кто построил церковь для хулиганов и как кирпичи от храма положили начало строительству здания «Уралгипротранса».

Вячеслав Солдатов

журналист, исследователь

Мельковская площадь, середина XIX века — 1895-й год: торг в Мельковской слободе

Для строительства и обеспечения работы Екатеринбургского железоделательного завода в XVIII веке были необходимы работники и ресурсы. Поэтому с самого заложения города из-за постоянного притока населения за границами предприятия появились небольшие деревни, одной из которых была Мельковская слобода. Слободой раньше называли поселок или городскую окраину, а название «Мельковская» произошло от фамилии ее старейшины Данило Милкова. Он заготавливал бревна для плотины в нынешнем центре Екатеринбурга. Первые жители поселения, как и Данило, были простыми людьми — мастеровыми, ремесленниками и торговцами.

Мельковская слобода находилась на северо-востоке Екатеринбурга, в районе современных улиц Челюскинцев, Восточной и Красного переулка. Параллельно нынешним улицам Свердлова и Шевченко протекала речка Черемшанка — вторая по величине река после Исети, позднее переименованная в Мельковку. С открытием в 1817-м году россыпного золота в песчаных отложениях Мельковки рядом построили золотопромывальную фабрику с плотиной, из-за чего образовался Мельковский пруд. Золотого песка хватило только на 12 лет, фабрику закрыли, а воду из пруда спустили в Исеть после разрушения плотины только в первой половине XX века.

Фото
Это место

План Екатеринбурга издания Метенкова 1887 года

Популярным местом Мельковская слобода стала в сентябре 1879-го, после завершения строительства железной дороги от Перми до Екатеринбурга. Она получила название «Уральская горнозаводская» и стала отправной точкой в создании будущей Транссибирской магистрали. Вокзал решили воздвигать на северной границе Екатеринбурга, что превратило Мельковскую слободу в оживленный микрорайон, ставший проводником между центром и железнодорожной инфраструктурой. В середине XIX века на картах города появляется пустырь, чуть позже обозначенный как Мельковская площадь. Она находилась в пределах современных улиц Свердлова, Братьев Быковых, Испанских Рабочих и Мельковской. Небольшой пустырь использовался как место торга и общественных собраний.

Лузинская площадь, 1895 1932: Александро-Невская «хулиганская» церковь

Александро-Невская церковь. В 1888-м году два императорских паровоза и 15 пассажирских вагонов шли со скоростью 68 км/ч при недействующих тормозах, что повлекло их крушение на железной дороге недалеко от Харькова. Погибли более 20 человек, но сам Александр III и члены его семьи не пострадали. В официальной печати и по церковной традиции происшествие интерпретировалось как чудесное. На территории Российской империи в честь этого события было воздвигнуто более десятка религиозных сооружений. В Екатеринбурге строительство храма, посвященного этому крушению, инициировал Пимен Лузин. Он был купцом второй гильдии, в 1880-е продавал керосин, а в 1895-м году открыл чайную лавку, в которой, помимо китайского и индийского чая, можно было приобрести самовары, свечи и сухие дрожжи. В 1892-м году он задумал построить часовню в память о катастрофе неподалеку от своего дома. Городская Дума предложила купцу оплатить создание храма на Мельковской площади — тот согласился. Архитектурный проект сооружения разработал Юлий Дютель — автор концертного зала Маклецкого, расположенного на Первомайской, 22, и Церкви Святой Магдалины на Толмачева, 8. 

Александро-Невскую церковь, построенную в честь чудесного спасения императора Александра III, освятили 26 июня 1895-го года, с тех пор и храм, и площадь прихожане стали называть Лузинскими, по имени  мецената. Сооружение представляло собой одноэтажный краснокирпичный храм с колокольней и куполом в неорусском стиле (направление в архитектуре, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества— Ред.), расположенный среди одноэтажной, преимущественно деревянной, застройки. Мельковская слобода в то время была городской окраиной с фабриками и заводами, считалась хулиганским местом, поэтому в храме тоже сформировалось сообщество «для своих» — там собирались мелкие разбойники и пьяницы.

Церковь Александра Невского на открытке
Фото
Википедия

Александро-Невскую церковь, построенную в честь чудесного спасения императора Александра III, освятили 26 июня 1895-го года

Пространство церкви было рассчитано на 300 человек, но уже в 1906-м году появились предложения о расширении здания, потому что храм не вмещал в себя всех желающих. Его реконструкция началась только в 1914-м году, но не завершилась из-за Первой мировой войны. После Октябрьской революции, в 1929-30-х годах, власти приняли ряд мер, которые ограничили права религиозных организаций, местным же властям дали полномочия закрывать церкви. Поэтому в 1932-м Лузинскую церковь разобрали.

Фото
PastVu

Разрушение церкви Александра Невского в 1932 году

Исчезновение площади, 1932–1952 годы: школа 16, «Уралгипротранс», жилой дом на 188 квартир

Здание «Уралгипротранса».После сноса церкви в 1932-м году красный кирпич, оставшийся от нее, был использован для строительства школы номер 16: ее воздвигли спустя шесть лет на месте Лузинской площади по адресу Свердлова, 11А. Школа просуществовала два года, а уже в 1940-м в здании провели реконструкцию по проекту Моисея Рейшера, автора Белой Башни (водонапорной башни на Бакинских Комиссаров, 2А— Ред.). Дом стал первым в парадном ансамбле «сталинок» на улице Свердлова и немного отличается от остальных: декор упрощен, нет лепнины на балконах и фасадах. В перестроенное здание заехал проектно-изыскательный институт «Уралтранспроект» (в 1951-м году был реорганизован в Уральский государственный проектно-изыска­тельский институт «Уралгипротранс»— Ред.). Институт обеспечивал комплексное проектирование объектов железнодорожного транспорта и некоторых гражданских сооружений. В период Великой Отечественной войны там размещался эвакуационный госпиталь №3864 — будущий протезный госпиталь для инвалидов ВОВ.

Дом на Мельковской, 2Б. С западной стороны Лузинской площади, на улице Мельковской, 2Б, был построен огромный жилой дом. Первые пять подъездов воздвигли в 1949-м году, остальные — в 1950-м. Всего в здании 188 просторных квартир, в которых первые годы существовало печное отопление. Самые большие квартиры здесь — четырехкомнатные площадью 102 м². На фасаде расположен барельеф с изображением паровоза, так как дом был создан для высокопоставленных сотрудников железной дороги. 

В 1950-е облик Мельковской слободы изменился до неузнаваемости: реку Мельковку убрали под землю, спрятав в трубу. К тому же в 1953-м началась реконструкция улицы Свердлова под руководством архитектора Виктора Безрукова (также является соавтором гостиницы «Мадрид»— Ред.). Все одноэтажные постройки снесли, дорогу расширили и в течение нескольких лет воздвигли архитектурный ансамбль из 13 сталинских домов. Внешняя схожесть зданий придала улице стилистическое единство, она стала парадным въездом в город: в советское время люди в основном ездили на дальние расстояния на поездах. С тех пор Лузинская, бывшая Мельковская, площадь не изменилась, но сегодня мало кто о ней знает, так как сегодня она полностью застроена, и нигде не найти даже памятной таблички.

Комментарии

2
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Прям по другому на Екб смотреть начинаю, спасибо!
  • Всё - таки, здорово окунуться в историю и узнать много интересного про улицу, микрорайон, где ты живёшь...После чего и отношение твоё меняется к месту проживания...