Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Эхо под мостом»: прогулка вдоль Оби с музыкантом Женей Гавриловым

Антон Митько, Виталий Эйгерис23 октября 2020 3 498
2021-04-27T15:03:29.280000+00:00
«Эхо под мостом»: прогулка вдоль Оби с музыкантом Женей Гавриловым
Прогрессивный электронщик о дуализме своей судьбы и о том, как заниматься музыкой в медленном городе

Музыкант Женя Гаврилов еще в школе выбрал себе псевдоним Dyad («двойка»), который определил его как личность. Двойственность действительно свойственна электронщику: рядом с ним всегда есть кто-то близкий — брат, супруга, дети (которых, опять же, двое). Он рассматривает любой вопрос с двух сторон, будь то музыкальный жанр или отношение к городу. А еще, помимо музыки, Евгений снимает видеозарисовки, в том числе мистификации. В них отражаются и его авторские поиски, и философский портрет Новосибирска. Мы прогулялись с Dyad-ом по Октябрьскому району, где вдоль Оби течет его жизнь.

«Связь»: детство в центре и учеба в СибГУТИ 

Мою биографию можно разделить на два этапа, по тем местам, где я прожил в Новосибирске, — Центральный и Октябрьский районы. Я родился на улице Ольги Жилиной, в самом центре города. Там же прошла пока что большая часть моей жизни — детство и юность. Моя школа — 95-й лицей с экономическим уклоном — находилась недалеко от дома, и мы с моим братом Мишей ходили туда пешком. Центр вообще комфортен тем, что там можно не беспокоиться о транспорте, все находится рядом.

Кстати, в годы учебы я даже не думал, что музыка станет главным делом моей жизни. Несмотря на то, что уже плотно ей увлекался. Тогда я планировал стать врачом. Однако, когда настал момент поступления в вуз, один знакомый рассказал мне про «Связь» (СибГУТИ), и что он учится там по специальности аудиовизуальная техника. Тогда я подумал: «Вот оно — то, что мне нужно».

Поступив в СибГУТИ и проучившись там какое-то время, я понял, что неправильно представлял себе выбранную специальность. И что никаких прикладных знаний, связанных с любимым мною звуком, а точнее с музыкой, я там не получу. Благодаря этому в моей жизни появился Октябрьский район, потому что «Связь» находится недалеко от одной из самых известных его точек — ГПНТБ. 

Новосибирск не ассоциируется у меня ни с одним музыкальным жанром. Он недостаточно депрессивный, чтобы быть, например, Radiohead. И не такой суровый, чтобы я мог сравнить его с «блатной» музыкой

Вот только места вокруг СибГУТИ я бы не мог назвать примечательными, и в студенчестве время мы тут не проводили, предпочитая тусить в центре. Октябрьский район в этом смысле вообще не богат на интересные развлекательные заведения и культурные объекты. Это достаточно суровая и аскетичная часть города. Однако с районом у меня нет никаких депрессивных или негативных ассоциаций. Он похож на время года, которое мы застали сейчас. А поздняя осень — это не плохо, это данность.

«Электросигнал»: репетиционные точки и студия записи

Несмотря на вышесказанное так сложилось, что недавно я снова вернулся в район СибГУТИ. Долгие годы нашей репетиционной базой был гараж, который находился напротив ТРЦ «Аура». Но, во-первых, он был холодным, и зимой там было некомфортно играть. А во-вторых, участники группы, в том числе мой брат, разъехались, в основном, в Санкт-Петербург. 

Оставшись четыре года назад один, я решил не собирать новый коллектив и сосредоточиться на собственном проекте Dyad и электронной музыке. Ее плюс в том, что я могу быть независимым. Могу сам создать трек не только с помощью электроники, но и записать все инструменты вживую. Необходимость «рокового» гаража у меня отпала, и я начал искать новую локацию для записи музыки и репетиций. Нашел я ее в здании завода «Электросигнал», которое расположено практически через дорогу от моего бывшего вуза.

Кажется, что в моем рабочем пространстве тесновато, но здесь помещается все, что мне нужно. Самое главное, я сделал тут достаточно хорошую звукоизоляцию, позволяющую качественно записывать музыку. А еще это место находится не так далеко от «Европейского берега», где я живу. Единственный минус — пропускная система в «Электросигнале». Режим работы здания не рассчитан на творческий распорядок, когда я могу засидеться допоздна или прийти ни свет ни заря.

«Электроника»: музыкальные пристрастия и местная среда

Как я уже упоминал, что музыка интересовала меня столько, сколько я себя помню. В лицее я играл на бас-гитаре и тогда же придумал себе псевдоним Dyad. На первых курсах вуза я заинтересовался электроникой. Что касается моей музыкальной эволюции, то она укладывается в изменчивость вкусов во время взросления. Неизменным было лишь то, что мы всегда играли вместе с моим братом, пока он не переехал в Питер. 

Сначала это была классическая «гаражная» группа, «рубившая» тяжелый рок. Затем мы перешли на инди-рок (группа FPRF) — шугейз, дримпоп — и различные вариации смеси рока и электронной музыки. В последнее время моя музыка вообще не имеет определенного жанра. У ребят, с которыми я периодически джемлю (импровизирую — Ред.), достаточно большой кругозор, и каждый раз мы играем что-то новое.

В проекте Dyad я пишу и играю электронную музыку широкого направления вне жанров. Был период, когда я увлекался ломаным ритмом — брейкбит, дабстеп. Иногда я делаю танцевальные треки, но не в общепринятом понимании, а экспериментальные, в духе IDM (intelligent dance music). Еще у меня появился проект Dyad & The Sleepers Club. Я привлекаю других музыкантов к сотрудничеству: делаем совместные композиции, отталкиваясь от схожести или различий в наших пристрастиях.

Я никогда не задумывался над вопросом, почему мне стали интересны вышеперечисленные стили музыки. Ведь очень часто окружающая среда, а вместе с ней образ жизни и атмосфера бытия, формируют творческое начало человека. 

Про Новосибирск я такого сказать не могу — он не ассоциируется у меня ни с одним музыкальным жанром. То есть несмотря на мнения многих, особенно уехавших из нашего города, для меня он недостаточно депрессивный, чтобы быть, например, Radiohead. И не такой суровый, чтобы я мог сравнить его с «блатной» музыкой. Так что описать треки, которые звучат у меня в голове при слове «Новосибирск», не смогу.

«Сделай это сам»: статичные и движущиеся картинки 

Музыкой и звуком в коммерческом смысле я почти не занимаюсь. Могу написать или дать готовый трек знакомым ребятам из сферы видеопроизводства для их роликов. Но мне сложно даже как-то адекватно оценить эту услугу. Я знаю, сколько это стоит на западе, и какие бюджеты на видеорекламу выделяют у нас в городе. Поэтому мне проще подарить трек или разрешить его использование за символический гонорар. 

В целом я редко коммерциализирую музыку. Например, мастерингом звука (редакция аудио-дорожек, шумоподавление и другие манипуляции со звуком — Ред.) для тех же видеопроектов не занимаюсь вовсе, хотя умею это делать. Для меня музыка давно стала частью жизни, и не хочется, чтобы она мне наскучила или начала напрягать. Поэтому я не берусь ни за какие коммерческие авантюры, если не чувствую к ним сильного профессионального любопытства.

Что касается сфер, где я зарабатываю на жизнь, то моушн-дизайн (визуальные эффекты для видео, созданные с помощью компьютерных технологий — Ред.) — одна из главных. Кстати, пришел к нему я тоже через музыку. После того, как я закончил институт, мы с друзьями-музыкантами делали вечеринки. Их организация и проведение полностью держались на нашем энтузиазме, так называемой DIY-эстетике (Do It Yourself — «сделай это сам» — Ред). Помимо прочего мне выпало заниматься созданием афиш для этих вечеринок. В типографии, где я их печатал, мои работы оценили и предложили должность дизайнера. Там я проработал два года.

Занимаясь дизайном, я подумал, что интересно было бы создавать движущиеся картинки. Попробовал, мне понравилось. Так в моей жизни появился моушн-дизайн. Работу в этой сфере мне предложили в видеокомпании «Студия кино». Их офисы всегда были в центре города, так что я снова оказался в привычной для меня среде. Хотя примерно в то же время мы с супругой купили квартиру в микрорайоне «Европейский берег», в нем живем до сих пор.

«Европейский»: модный микрорайон и медленный город

Последние пять лет после того, как я перестал работать в офисе, моя жизнь полностью протекает в Октябрьском районе. Тут и мой дом, и музыкальная студия, и еще одно важное место — Бугринский мост, который вдохновляет меня на творчество и о котором я еще расскажу ниже. 

Получается, что если прочертить линию, то чаще всего я курсирую в точки, находящиеся в небольшом отдалении от улицы Большевистской. А эта магистраль известна в городе своими заторами. Учитывая, что я часто передвигаюсь на машине, в первую очередь из-за детей, меня волнует ситуация на дорогах.

Как бы тяжело ни было стоять в пробках, но еще меньше Большевистская располагает к пешим прогулкам. На ней, как и в большинстве мест в городе, полностью отсутствуют удобства для велосипедистов или пешеходов. И этот факт очень расстраивает в контексте разговора о Новосибирске, как эти пробки на Большевистской. В городе и все остальное такое же медленное и тягучее. Хотя я бы снова не стал окрашивать эту особенность в негативные краски. Это просто еще одна характеристика Новосибирска.

Возникает диссонанс — город молодой, но не прогрессивный. Просто все вокруг поговаривают о развитии и Кемерова, и, тем более, Екатеринбурга. А по отношению к Новосибирску редко можно услышать слово «прогресс»

Но кое в чем он присутствует. Я имею в виду не общий вектор развития — его у города, на мой взгляд, нет — а частные инициативы. Взять хотя бы микрорайон «Европейский берег», где я живу. Очевидно, что его создатели делают многое, чтобы воплотилась в жизнь их концепция «город в городе». Здесь действительно создается особая среда, которую отличает развитая инфраструктура: в магазины, детские сады или кафе не нужно ехать, они находятся тут же. А скоро построят школу, которую местные жители давно ждут. 

Это место идеально для жизни с детьми, что очень важно для меня. Тут безопасно, есть множество мест для игр и развлечений. Наконец, в «Европейском» уделяют большое внимание эстетике, что в принципе редко в нашем городе и почему-то считается неважным. А для меня, как для творческого человека, это как раз имеет большое значение. Здесь продумано все — освещение, озеленение, благоустройство.

Но самое главное — это набережная, которую начали делать в этом году. Больше всего люблю это место в «Европейском береге», пусть даже оно еще не доделано. Кстати, радует тот факт, что в микрорайоне ничего не бросают на стадии полуготовности, все «доводят до ума». То есть это и есть тот самый прогресс. Такие места могут послужить примером и дать надежду на развитие всего города в будущем.

«Под мостом»: видеодневник и экспериментальные клипы

Уже упомянутый музыкальный проект Dyad & The Sleepers Club — это не только эксперименты, рождающиеся в процессе совместных импровизаций с другими исполнителями. Он стал еще и регулярным видеопроектом под кодовым названием «20:20». Его основная движущая сила — поиск, а форма, которую он обрел, это сериал. Новые серии появляются каждый месяц 20 числа в 20 часов 20 минут.

Каждое видео и музыка к нему создаются в условиях ограничений — выразительных средств, пространства, времени. А все части вместе рассказывают общую историю, детали которой порой сложно соединить, как если бы ты пытался найти объяснение своему сну. И вот в этих характеристиках, в отличие от музыкальных, я уже могу проследить влияние Новосибирска на свое творчество. Жизнь здесь тоже иногда кажется сном, то она приятная и удивительная, то непонятная и пугающая.

Проект родился случайно. Мы давно снимали клипы на песни разных наших групп и на мои личные треки. Однажды задумали видео, воплощение которого чересчур затянулось по причинам нехватки времени, ресурсов, финансов. Тогда я сказал себе: «Нельзя постоянно только ждать, нужно что-то делать». И решил в имеющихся рамках снять видео на другую песню. 

В интернет-сообществах мы запустили тизер, где сообщалось, что мы написали саундтрек для иностранного фильма. Указали там даже имена режиссера и актеров. Но на самом деле никакого фильма, как и его создателей, не существовало. Реальной была только музыка. Получилась мистификация и некий перфоманс, переросший в тот самый видеопроект. В нем я все делаю сам: придумываю сюжет, снимаю, делаю постпродакшн. Но самым трудным оказался поиск мест для съемок. Новосибирск в этом плане сложный город.

Иногда я очень долго ищу локацию для видео, перебирая варианты с лесополосами или заброшенным частными домами на периферии города. Но затем часто прихожу к мнению, что все эти места не подходят, и говорю ребятам: «Все, поехали снимать под мост». Я имею в виду Бугринский мост

Во-первых, это удобно — рядом с моим домом. Во-вторых, это фактурная локация. При том, что арки самого моста меня как раз не особо впечатляют. Гораздо интереснее он смотрится снизу, так как большая его часть проходит еще и по суше. Оттуда открывается удивительная перспектива уходящего вдаль моста. Это моя любимая метафора «мост, как соединяющий элемент двух разных миров». Как эхо в звуке.

«Эхотурист»: отношение к городу и планы на будущее 

Как я уже сказал, еще в школе я выбрал себе творческий псевдоним — Dyad. Как-то на уроке английского я листал словарь и наткнулся на это слово. Оно означает «двойственность», «двойка», «двое». Тогда я лишь подумал: «Прикольно, интересно». 

Сейчас я понимаю, что этот псевдоним удачно отражает мою личность и жизнь в целом. Это двойственность и моих занятий (музыка и моушн-дизайн), и музыкальных пристрастий (рок и электроника), и видеоэкспериментов (образ моста, который связывает два берега), и дорогих мне мест в городе (родной центр и ставший новым домом Октябрьский район). 

Кстати, о важных для меня местах. Принято считать, что у Новосибирска нет какого-то единого образа, своего лица. Я согласен с этим. Но только я не вижу в этом чего-то плохого. Получается, что Новосибирск у каждого свой, и это здорово

Мне вот дорог, например, Гете-Институт как один из движущих элементов культуры города. Кстати, сейчас институт готовит проект, который будет включать в себя выставку модернистской архитектуры. А в качестве сопутствующих ей частей будут видеоряд и музыка. И меня пригласили к сотрудничеству в этой задумке.

Еще одним важным для меня местом является «ЦК19». Пожалуй, оно самое интересное в городе в плане популяризации и представления современного искусства. У меня с единомышленниками есть проект «Эхолокация». В его рамках мы собираем местных начинающих электронных музыкантов с интересными, прогрессивными и экспериментальными взглядами на творчество и даем им возможность выступить.

Многие люди, уехав из Новосибирска, начинают вспоминать его недобрыми словами. Не могу согласиться с такой риторикой. Я здесь родился и, несмотря на все его несовершенства, я его искренне люблю

А еще устраиваем встречи, чтобы просто посмотреть друг на друга и поговорить о музыке и ее развитии в Новосибирске и Сибири в целом. «ЦК19» предоставляет нам возможность встречаться в своих стенах.

Я стал замечать, что многие люди, уехав из Новосибирска, начинают вспоминать его недобрыми словами. Не могу согласиться с такой риторикой. Я здесь родился, у меня тут живут родители и, несмотря на все его проблемы и несовершенства, я его искренне люблю. Еще я считаю, что уезжать откуда бы то ни было стоит не вопреки, а для чего-то. То есть зачем отчего-то бежать, когда правильнее к чему-то стремиться.

Я стремлюсь развиваться в тех условиях, в которых живу, иначе это будет вечный замкнутый круг: все уезжают, потому что город не развивается, но одновременно он топчется на месте, так как многие из него бегут. У меня есть возможность заниматься здесь тем, что мне нравится, и для меня это самое главное.

Более того, я и мои и коллеги уже давно пытаемся развивать в Новосибирске музыкальную электронную среду. Из этого выросло сообщество Echotourist, ставшее лейблом для записи сибирских электронщиков. Сейчас на его базе появилась вышеупомянутая «Эхолокация». Опять же это прогресс, дело живет.

Все это не какие-то грандиозные проекты. Но главное в них наличие отклика. А значит это нужные и актуальные мероприятия и инициативы. Поэтому пока у меня нет цели уезжать из Новосибирска. Хочу двигаться вперед сам и развивать то место, где живу.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
19 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru