Город-сказка и город-мечта

Два новых города предложено возвести в чистом поле под Красноярском — на стройку уйдет 4 года, а квартиры раскупят ценители свежего воздуха, считают эксперты

Два новых города размером с Железногорск, заводы, автомагистраль, суда на воздушной подушке и дирижабли, соединяющие соседние районы с Красноярском, — все это идеи проекта агломерации «Красноярск 2020». Спустя 5 лет с начала разработки московский институт «Гипрогор» представил его на окончательное утверждение правительства края. Создание масштабного проекта власти оценили в 300–400 млрд руб., а после перенесли на 2028 год — к 400-летию Красноярска. Для кого будут строить города в чистом поле и что сулит агломерация мегаполису, выясняла корреспондент НГС.НОВОСТИ.

Проект постановления и схема территориального планирования Красноярской агломерации были опубликованы на сайте правительства края в среду, 2 апреля, — спустя 5 лет с начала разработки. На 44 листах документа изложено видение, как миллионный Красноярск и экономически переплетенные с ним территории — Сосновоборск, Дивногорск, Железногорск, Кедровый, а также Березовский, Емельяновский, Манский и Сухобузимский районы — будут сосуществовать и развиваться в ближайшие 20 лет.

Именно на такой срок рассчитаны подобные документы, пояснили корреспонденту НГС.НОВОСТИ в «Российском институте градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор» (Москва). Именно он в декабре 2009 года выиграл тендер в 100 млн руб. на разработку. С того времени в первоначальный проект с «принципиально новыми стандартами жизни» правительством края был внесен ряд правок, однако оперативно пояснить, в чем они заключались, не смогли ни в администрации края, ни в «Гипрогоре».

Помимо привычных названий городов-соседей на карте вокруг Красноярска вскоре могут появиться два новых — возвести для «разгрузки» мегаполиса их предлагает разработчик.

Поселить 50–200 тыс. человек на 2 тыс. га рекомендовано между селами Шуваево и Таскино. Основой города должны стать 4–6-этажные дома и частный сектор с приусадебными участками.

Добираться до Красноярска жители смогут скоростным рельсовым транспортом или по модернизированным автодорогам. Второе поселение на 50 тыс. человек, по плану института, может появиться на территории Кузнецовского плато или в Березовском районе.

Как пояснил представитель «Гипрогора» Дмитрий Татаринцев, курирующий проект Красноярской агломерации, новые города должны «упорядочить хаотичную систему расселения» столицы края, создать новые трудовые места и сформировать экологически чистый район. К 2020 году, согласно проекту, число жителей агломерации может вырасти до 1,5 млн человек. Однако спрогнозировать, отметил г-н Татаринцев, кто переселится в новые города, тяжело, «Поедут жить люди, которые думают о своем здоровье и будущих поколений, — предположил проектировщик. — В том числе они (новые города. — Ю.Г.) будут интересны как второе жилье». Задачи оценить, во сколько обойдется возведение поселений в чистом поле, по его словам, перед институтом не стояло.

Директор архитектурной мастерской «Первая линия» Артур Пилипенко ничего утопичного в предложениях москвичей не увидел. Напротив, уверен он, возведение города с нуля — уникальная возможность сделать современный район: «Например, заложить свежую градостроительную концепцию, наметить зеленые парки, чем пытаться болезненно создать на месте сноса ветхого жилья. Продумать ливневую канализацию, которая сделает дороги чистыми и позволит не мыть машины после каждого дождя».

На строительство, по оценке Артура Пилипенко, уйдет меньше 10 лет. В пример он приводит скорость застройки Красноярска: в год сдается порядка 500–700 тыс. кв. м жилья.

«Этого достаточно, чтобы заселить микрорайон на 15 тыс. жителей, — подсчитывает архитектор, — а следовательно, для возведения города в половину Железногорска (50 тыс. человек) потребуется около 4 лет».

Красноярская агломерация, согласно документу, имеет «малоблагоприятные планировочные условия». К ним специалисты «Гипрогора» в первую очередь отнесли неблагоприятные природно-климатические условия, плохую экологию, связанную в том числе с трудным рассеиванием производственных выбросов. В список неблагоприятных специалисты также отнесли «несовершенную застройку, определяемую сиюминутными интересами частных застройщиков», транспортный дискомфорт, большие объемы ветхого и аварийного жилья, а также множество садоводческих участков.

Опираясь именно на эти «неблагоприятные» факторы, московские урбанисты закрепили за каждым из районов агломерации свою специализацию. Логично, что Красноярску в нем отведена роль финансово-делового центр и культурного центра. Дивногорск может стать спортивными и туристическим направлением, Сосновоборск — промышленным центром предприятий с невысоким классом санитарной вредности, как деревообработка, а Манский район — центром производства стеклотары и лесозаготовки.

Связывать все населенные пункты агломерации, согласно проекту, могут «легкое метро», «суда на воздушной подушке и дирижабли», а также автомагистраль, подобно той, что связывает Новосибирск и Кемерово.

Кроме того, речь идет о создании дублера автодороги Железногорск – Красноярск.

Схема территориального планирования агломерации, по словам представителя правительства края Ирины Самсоновой, это нормативный документ, указывающий вектор развития единой транспортной, социальной, инженерной структуры и финансирования. Именно от него зависит, где смогут появиться жилые массивы и промышленные предприятия. Появление документа для всех муниципалитетов, говорит она, диктуется федеральным законодательством, но не является «догмой».

Агломерация не предполагает изменения административных границ городов и районов. Об этом еще в 2008 году при создании инвестиционного проекта «Красноярск 2020» заявил бывший губернатор края Александр Хлопонин. Для его курирования была создана одноименная госкорпорация во главе с экс-губернатором Эвенкии Борисом Золотаревым. Реализацию масштабных идей власти оценили в 300–400 млрд руб. В 2013 году госкорпорацию и вовсе ликвидировали, а новый губернатор, Лев Кузнецов, отложил дату создания агломерации на 2028 год, к 400-летию Красноярска. Основной проблемой проекта он счел недостаточную активность его участников — муниципалитетов.

Какая судьба ожидает долгоиграющий проект агломерации «Красноярск 2020», станет известно в скором будущем — его рассмотрение назначено на ближайшее заседание правительства края.

В любом случае, появление подобного «взвешенного и проработанного» документа необходимо, подчеркивает архитектор Артур Пилипенко. «Лишь процентов 20–30 существующего пространства в Красноярске прикрыты какими-то внятными градостроительными документами, — сетует эксперт. — Все остальное — хаос из-за просчетов градостроительной политики предыдущих поколений. По сути, каждый строит, как хочет. Настрой властей в желании сдвинуть дело с мертвой точки, привлечь инвесторов, привести генплан и схемы планировок районов вызывает оптимизм».

Юлия Глушко

Фото thinkstockphotos.com

Комментарии

0