Ненужный кодекс честного кредитора

Федеральная антимонопольная служба России предложила банкам кодекс ипотечного кредитора. Документ призывает уважать и защищать интересы потребителя. Однако эксперты и представители банков и организаций, связанных с ипотечным кредитованием, считают, что кодекс вряд ли может быть полезен для кредиторов и их клиентов

Идея создать кодекс ипотечного кредитора возникла в прошлом году. К ноябрю 2006 года рабочая группа «Стандарты, унификация первичного рынка» при Международной финансовой корпорации подготовила проект документа. Все это проходило в рамках проекта по развитию первичного рынка ипотечного кредитования в России. Но до обсуждения дело дошло только сейчас.


Документ представляет собой свод правил, которыми должен руководствоваться каждый уважающий себя кредитор. На девяти страницах кодекса – постулаты о том, что кредитор должен заключать сделки с клиентами честно и открыто, предоставлять ему полную информацию об условиях кредита. Кроме того, банкам предписывается постоянно повышать профессиональный уровень своих специалистов, быть в курсе изменений в законодательстве, регулирующем жилищное кредитование, а в случае конфликтов – честно и в полном объеме, если это не запрещено законом, раскрывать все существующие, вероятные или потенциальные отношения с другими лицами, которые могут содержать конфликт интересов. Недопустима дискриминация заемщиков по ряду признаков. В сообщениях рекламного характера кредитор должен также давать максимально полную и достоверную информацию об условиях кредитов.


ФАС России рекомендовало менеджерам банков, занимающихся ипотекой, присоединиться к разработке кодекса ипотечного кредитора. Принимать его или нет, банкиры решают сами, дело это добровольное. Впрочем, многие эксперты не уверены в практической полезности кодекса. Так, один из банкиров Челябинска сообщил корреспонденту сайта DomChel.ru, что после принятия документа в работе с клиентами вряд ли что-то серьезно изменится. «Считаю, что информация по ипотеке у девяноста процентов банков и так достаточно прозрачная, – пояснил собеседник. – Ипотека – это всегда большие деньги, и клиент досконально изучает тарифы банка, выбирает приемлемое предложение, так что в этом случае банк сам пытается предоставить клиенту более полную информацию и все разъяснить. Я считаю, что кодекс здесь не нужен, само слово «банк» подразумевает порядочность и честность».


Аналогичного мнения придерживается и челябинский бизнес-аналитик Дмитрий Гребенюк. По его мнению, кодекс ипотечного кредитора – это, скорее, элемент «самопиара», нежели стремление реально защитить интересы потребителя. «На мой взгляд, особой практической ценности в кодексе нет. За человека или компанию должны говорить дела, а не перечень правил», – подытожил собеседник.


«Появление настоящего кодекса закономерно, – рассуждает аналитик, издатель журнала «Уральская ипотека» Юрий Григорьев. – Это признак формирования цивилизованного подхода к бизнесу. Участники рынка ипотечного кредитования должны быть честны перед клиентами и коллегами. Но, к сожалению, меры воздействия на нарушителей кодекса не будут иметь никакой реальной силы. Поэтому ФАС необходимо начать по-настоящему работать и сосредоточить свое внимание на выполнении законодательных норм в отношении недобросовестных представителей этого рынка».



Ольга Будина

Комментарии

0