Новосибирск, который смог — 2

Продолжение прогулки по городу идеального будущего, в котором реализованы все самые грандиозные проекты

В феврале журнал N1 опубликовал первую часть авторской колонки новосибирского краеведа Александра Матвеева о том, каким бы мог быть наш город, если бы в нем осуществлялись все предложенные в свое время проекты. Пришла пора закончить экскурс по мегаполису, в котором возведены невероятные сооружения-гиганты, городская среда стала максимально дружелюбной, а эвенты вышли на мировой уровень. Итак, наши «Нью-Васюки» через десять лет.

Я в центре Новосибирска образца 2030 года. Сразу же бросается в глаза, что город избавился от своего самого одиозного долгостроя — автовокзала. На его месте теперь небольшой торговый центр, гармонично вписанный в окружающую застройку. Другой многолетний недострой — бизнес-центр «Академия» на пересечении с Колыванской — напротив, введен в эксплуатацию.

Бульвар Красного проспекта — настоящие Елисейские поля! Променад в центре главной улицы стал одним из пространств Большого центрального парка.

Сплошная зеленая зона с клумбами, декоративными деревьями и велодорожками тянется от набережной до площади Ленина

Минуем площадь Крячкова и за художественным музеем видим архитектурный шедевр — новое здание областной научной библиотеки в виде стопки книг. Само понятие «библиотека», отдававшее ранее нафталином, переосмыслено с его возведением.

Фото
zkapitel.ru

На 11 этажах «стопки» не только читают книги, но и слушают лекции, смотрят концерты, спектакли и кино, обсуждают выставки и просто общаются друг с другом

На месте невзрачного кинотеатра им. Маяковского теперь стоит современный концертный зал, где выступают звезды мирового уровня. Проживают они, кстати, в возведенном рядом респектабельном отеле.

А может, сходить на спектакль театра Афанасьева? После десятилетий мытарств труппа, наконец, обосновалась в историческом здании бывшего кинотеатра «Пионер».

На улицу Ленина завернуть не получится — теперь это местный Арбат. Весь ее участок от центральной площади до проспекта Димитрова не только закрыт для транспорта, но и обнесен крышей, которая автоматически убирается в погожие дни. На пешеходной улице неспешно гуляют горожане и туристы. Сейчас они уже и не вспомнят, что на месте роскошного невысокого отеля слева когда-то стояла дешевая гостиница «Центральная».

Кстати, на Ленина теперь две новых тематически оформленных площади: Победы (перед одноименным кинотеатром) и Театральная (у театра «Красный факел»).

Вместо набившей оскомину парковки перед «Аркадой» разбита роща с сухим фонтаном. Да и вообще, центр утопает в море зелени, а все парковочные места «спрятаны» под землю

Однако в целом исторический центр города мало изменился. Оно и понятно — новосибирский конструктивизм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и контроль над его сохранением теперь строжайший. В числе прочих в список попал и большой игровой зал «Динамо», что на площади инженера Никитина. Полностью утраченный из-за пожара 1989 года, он был восстановлен в точном соответствии с замыслом авторов. Среди которых, к слову, был и тот самый инженер Никитин, создатель Останкинской телебашни.

Фото
nsk.novosibdom.ru
Фото
nsk.novosibdom.ru

И как бы продолжая тематику русского авангарда, в чаше заброшенного фонтана у «Глобуса» установлен памятник Эль Лисицкому. 

Но — вперед, вперед! Компанию Гоголю, Крылову и Достоевскому составили Лермонтов, Некрасов и Державин — их бюсты появились на пересечении Красного проспекта с соответствующими улицами. Заглянем в Центральный парк.

Вместо старого здания музыкального театра выросло новое: мощное, монументальное, но оттого не менее изысканное

С ним прекрасно гармонирует высокий памятник Пушкину, установленный на подходе к театру. Сам же парк объединен Театральным бульваром со скверами у «Глобуса» и за НОВАТом, где ликвидировали трамвайное кольцо.

По Военной въезжаю в Октябрьский район — и сразу же попадаю в еще один исторический парк, разбитый на месте военного городка времен Первой мировой. В ансамбле с мультимедийным музеем он преобразил эту депрессивную когда-то окраину. Вместе с парком обрел вторую жизнь и СКА — сегодня этот 50-метровый бассейн воспитывает будущих олимпийских чемпионов.

Спускаюсь на Кирова. Оглядываюсь вокруг — и глазам не верю! Бескрайние поля частного сектора, гаражных кооперативов и заброшенных промзон от Кирова до Фрунзе и Кошурникова выкошены бульдозером, а на их месте возведены уютные жилмассивы и современные общественно-деловые зоны. Сама же улица Кирова благодаря многочисленным банкам и деловым центрам с вертолетными площадками на крышах превратилась в новосибирскую «Уолл-Стрит», где квартируют головные офисы многих компаний федерального уровня.

Научная доминанта улицы — ГПНТБ — обзавелась новым корпусом, «сиамским близнецом» старого

Город и впрямь развернулся лицом к пешеходу. От здания Заксобрания к историческим кварталам на Инской и далее к набережной проложена еще одна широкая пешеходная улица, с которой открывается потрясающий вид на Обь и левобережье.

Под этой эспланадой кипит движение улицы Зыряновской. Это десять лет назад тут не было даже асфальта, а трамваи едва не сходили с разбитых путей. Сейчас это оживленная шестиполосная магистраль, связывающая Красный проспект с Восходом и ставшая фактически дублером Большевистской. На последнюю мы и переместимся.

На Речном вокзале, как всегда, оживленно. С электрички пассажиры с помощью единого билета пересаживаются на метро — здесь, как и на «Гагаринской», подземный переход железнодорожной платформы объединен со станцией подземки.

Окрестности Речного обросли высотными бизнес-центрами.

Фото
проектный институт «Новосибгражданпроект»

Это и две 22-этажных башни на возвышении у железной дороги, и Культурный центр им. Высоцкого с театром, концертным залом и поэтическим клубом, и Центр международной торговли

Но наиболее грандиозный из них — межрегиональный деловой комплекс «Снежная миля», вобравший в себя гостиницу, многочисленные офисы и торговый центр.

Окончательное решение пробочного вопроса на Большевистской найдено: над трассой запущена подвесная железная дорога. На высоте нескольких метров над дорогой курсируют по монорельсу небольшие поезда, высаживая пассажиров на высотных остановках. Бесперебойность расписания, комфорт и доступность заставили большинство жителей окраинных районов пересесть на «небесные поезда» со своих личных авто.

В эти самые окраинные районы направимся и мы. По пути встречаем развязку на пересечении с улицей Державина, Бугринский мост, который дотянули до пересечения Выборной и Кирова, парки аттракционов на островках в Оби.

Над разъездом Иня навис паукообразный пешеходный мост, ликвидировавший светофор-анахронизм. Отсюда расходится целая сеть канатных дорог, связывающая микрорайон Весенний, железнодорожную станцию «Иня-Южная», планетарий и горнолыжные трассы в Инюшенском бору.

Надо сказать, мой родной Первомайский район тоже похорошел. Это больше не скучная полукриминальная окраина — здесь полно кафе и кинотеатров, ресторанов и развлекательных заведений. Даже сеть Starbucks дотянулась сюда.

Главная же изюминка района — 1,5-километровая набережная живописной реки Ини, проложенная вдоль Весеннего жилмассива, завершает которую большой аквапарк

Двигаемся далее по Бердскому шоссе (дорога, кстати, идеальная). Много перемен на Матвеевке. Здесь наконец построена верховая развязка, ликвидировавшая железнодорожный переезд и пробки из-за него, возведен новый большой вокзал, организован транспортно-пересадочный узел, а улица Одоевского продлена до самого Кольцово.

Аналогичный ТПУ с развязкой возведен на Нижней Ельцовке, где, к слову, теперь принимает пациентов больница Научного центра СО РАМН, остававшаяся недостроенной еще с советских времен.

И вот, по еще одной новой развязке я въезжаю на проспект Строителей, в Академгородок. Теперь, когда федеральный проект «Академгородок 2.0» полностью реализован, южная часть города опережает в развитии даже нынешний прогрессивный Новосибирск.

Нынче Новосибирский научный центр — это не только Верхняя зона, а все научное пространство от ВАСХНИЛа и клиники Мешалкина до Нижней Ельцовки и Кольцово. После запуска Центрального и Ельцовского мостов вовсю строится шестая переправа через Обь в районе Нижней Ельцовки, которая свяжет части научного центра на разных берегах и благодаря Южному обходу значительно «приблизит» Академгородок к аэропорту. В Краснообске, кстати, достроили еще три жилых «кольца», в результате чего из космоса город стал походить на символ Олимпиады.

Покружим по Верхней зоне. Институты, технопарк, университет — весь научный потенциал Городка получил мощное развитие. Советские НИИ будто передают накопленный опыт молодой поросли научных центров. Тут изучают геном, здесь разрабатывают нанотехнологии, вон там ищут лекарство от рака, а в этом здании необычного вида и вовсе зарождается так называемая «новая физика», способная преобразить наши представление о мире. За спиной остается 200-метровая башня центра аэродинамики, и мы подъезжаем к главной достопримечательности «Академгородка 2.0» — «новосибирскому адронному коллайдеру», Сибирскому кольцевому источнику фотонов.

Фото
akademgorodok2.ru

Под землей скрыт кольцевой ускоритель СКИФа периметром почти полкилометра, а сверху ученые со всего мира обсуждают удивительные эксперименты, ставшие реальностью благодаря гигантской установке

Количество студентов НГУ, в том числе из дальнего зарубежья, увеличилось в десятки раз — для них построены новые корпусы и общежития. Это неудивительно, ведь университет уже несколько лет как входит в сотню лучших вузов мира.

Разумеется, преобразилась и городская среда Академа. Футуристичные скверы и бульвары, креативные фонтаны, обыгрывающие сибирскую тематику, клумбы причудливой формы, восстановленные велосипедные дорожки… Все сферы жизни научного центра — от ЖКХ до здравоохранения и экологии — цифровизированы и управляются практически без участия человека. Даже для 2030-го это «Городок будущего».

Если говорить о транспорте, то на пересечении Лаврентьева, Строителей и Кутателадзе появилось кольцо, развязывающее перекресток, а последняя улица соединена с трассой Академгородок — Кольцово. У проспекта Лаврентьева появилась дорога-дублер.

Фото
ПСП «Архстройдизайн»

А еще на этой улице выросла четырехзвездочная гостиница для иногородних ученых с прогулочной площадкой на верхнем этаже, бассейном, фитнес-залами и фонтанами во дворе

Для удобства жителей на выходе с Университетского проспекта организовали железнодорожную станцию «Университет» с пешеходным мостом к ней, а платформу «Обское море» перенесли в створ Морского проспекта. Расписание электричек-«ласточек» состыковано с автобусами — их маршруты подтянуты к этим станциям.

Там вдали — Бердск с его новым большим вокзалом, развлекательным этнопарком «Бердский острог» и научно-промышленным парком, где внедряются разработки сибирских ученых. Но мы не заглянули в еще один район Новосибирска — Дзержинский. Благо Восточный обход связал его напрямую с Советским районом, и уже через 20 минут мы на Гусинобродском шоссе. По пути встретились мост через Иню и несколько многоуровневых развязок.

Фото
проектное бюро Tilke GmbH

А также гоночная трасса «Сибирское кольцо» на Выборной, где прямо сейчас проходят гонки «Формулы-3»

Биатлонный комплекс после реконструкции вернулся в ряд лучших мировых арен для стреляющих лыжников. Поговаривают, готовится заявка на проведение в Новосибирске Зимних Олимпийских игр — 2038. И шансы ее принять с такой материально-культурной базой весьма и весьма неплохие…

У Автовокзала-Главного расположились метродепо и станция подземки «Молодежная», а чуть поодаль — «Гусинобродская». Эти станции интересны не только тем, что связаны между собою надземным перегоном.

Станция «Молодежная»
Фото
mirmetro.net
Станция «Гусинобродская»
Фото
mirmetro.net

Вдобавок электропоезда по Зеленой ветке курсируют без машинистов. Точнее, машинисты управляют ими удаленно, из кабинетов метродепо

Недостроенная со времен СССР типография превратилась в торговый центр «ГБШ», а от хаотичной барахолки здесь не осталось и следа. Как знать, быть может, спустя пару десятилетий здесь организуют еще один исторический парк, где полностью воссоздадут атмосферу легендарного новосибирского рынка?

Сад Мичуринцев, Березовая роща, сад Дзержинского — все эти парковые пространства обрели новый современный, но не типовой облик. В Березке, помимо прочего, появился памятник Виктору Цою и другим звездам русского рока, в саду Дзержинского — многофункциональный спортивный комплекс.

Но как ни грустно, пора нам прощаться, Новосибирск — 2030… Я возвращаюсь в центр. Вечереет. Постепенно загорается грандиозная подсветка — в едином стиле засияли дома, улицы, тротуары… А я тем временем прибываю на вокзал Новосибирск-Главный. Машу рукой памятнику Гарину-Михайловскому на привокзальной площади и со светлой грустью бреду к своему поезду. С высокой платформы шагаю прямо в тамбур. Прощай, Идеальный Новосибирск Будущего, я возвращаюсь в свой 2020-й…

Александр Матвеев

Александр Матвеев

Автор public history блога о Новосибирске top NSK

Журналист, краевед, внештатный корреспондент N1.RU

Комментарии

0
под именем