Новосибирск, который смог

Очерк об идеальном Новосибирске будущего в лучших традициях соцреализма

Коллаж Дарьи Яковенко

Мои коллеги из советского прошлого любили представлять картину коммунистического будущего с его огромными заводами, футуристичными НИИ и всеобщим благополучием. Я подумал: а что если поверить в чудо и представить, будто самые амбициозные и попросту безумные идеи последних лет будут воплощены в нашем городе уже в ближайшие годы? Итак, приглашаю вас на прогулку по Новосибирску — 2030, которому очень повезло.

Десять лет назад, в начале 2020-го, я вынужден был уехать из родного Новосибирска. И вот сегодня, впервые за долгое время, я вновь оказался на малой родине. Давайте прокатимся по здешним улицам и посмотрим, как изменился город-взрыв за это время.

Чтобы дорасти до своего первого миллиона жителей, Новосибирску понадобилось 69 лет. Спустя еще столько же он разменял второй миллион. Большой город — большие потребности. Пока меня не было, здесь открылись десятки школ, детских садов и поликлиник, заработал перинатальный и онкоцентр, а над головой то и дело снуют вертолеты санавиации. В общем, проблема с социальной инфраструктурой осталась для счастливых новосибирцев в прошлом.

Свою экскурсию по обновленному мегаполису я начинаю, разумеется, с аэропорта Толмачево. Он совсем не похож на себя образца 2020 года — проведенная реконструкция сделала его не менее солидным, чем столичные аэровокзалы

В город, пожалуй, отправлюсь «Аэроэкспрессом»: каждые полчаса из Толмачево в центр отправляются скоростные электропоезда «Ласточка». Впрочем, можно взять и такси: запуск Юго-Западного транзита и Восточного обхода замкнул обходное кольцо вокруг Новосибирска, и фуры больше не заезжают в город, избавив Станционную от пробок.

Но сразу в центр мы не двинем — левый берег тоже значительно переменился, и его весьма любопытно изучить. Покидаю «Ласточку» на площади Труда, седлаю с помощью каршеринга железного коня и продолжаю свой путь по улице Ватутина.

По пути к центру левобережья краем глаза замечаю, что стадион «Сибсельмаш» наконец реконструировали, возведя над ним крышу, а значит, любителям бенди больше не придется мерзнуть или мокнуть, болея за любимую команду

И вот я на площади Маркса. В прошлом это была одна из самых «болевых» с архитектурной точки зрения зон Новосибирска. В моей памяти центр Левобережья сохранился невзрачной территорией без лица и в тисках долгостроев. Но времена меняются!

Глядя на современную высотную гостиницу, заселенную туристами и командировочными, не верится, что ее строительство началось еще в 1968 году и долгие годы она пребывала в состоянии одиозного недостроя

Однако мое внимание приковывает не она. В центре площади, которая теперь полностью закрыта для автотранспорта, возвышается «Новосибирск-Сити» — большой комплекс общественно-деловых зданий в стиле хайтек, торжественно венчающий перспективу проспекта Маркса.

Помнится, когда-то здесь зиждился еще один недострой, который называли ДК «Сибсельмаш»

Кстати, Красная ветка метро здесь больше не обрывается — на левобережье запустили еще две станции: «Площадь Станиславского» и «Троллейную».

А жители массивов вроде Юго-Западного или Южно-Чемского, до которых подземка пока не дотянулась, в «компенсацию» получили Городскую железную дорогу — с новых современных вокзалов в центр их доставляют все те же «Ласточки»

Чтобы движение было максимально ритмичным, рядом с существующим «транссибовским» однопутным железнодорожным мостом возвели еще один.

Жилые зоны, к слову, разрослись настолько, что существующие теплоэлектроцентрали уже не могли обеспечивать их теплом. Чтобы решить проблему, в пригороде запустили ТЭЦ-6, стоявшую законсервированной еще с советских времен.

Но что-то и мы застоялись, а ведь еще столько предстоит увидеть! Перед тем как отправиться на правобережье, заглянем на территорию, которая, пожалуй, изменилась наиболее глобально. За минувшее десятилетие в городе открылось множество спортивных объектов.

И главный из них — безусловно, большая ледовая арена. Семь лет назад она принимала молодежный чемпионат мира по хоккею, а теперь готовится к проведению уже «взрослого» первенства планеты

Возведение арены преобразило всю окружающую территорию. Там, где ранее были лишь леса и заводи, теперь роскошная набережная с фонтанами, протянувшаяся через воды Оби до самого острова Отдыха. Кроме того, благодаря молодежному чемпионату возродился из небытия еще один давний советский проект — станция метро «Спортивная».

Фото
piarena.ru

Станция в итоге превратилась в транспортно-пересадочный узел: здесь организована конечная остановка автобусов и перехватывающая парковка для личного транспорта

На правый берег я въезжаю по старому доброму Коммунальному мосту, который, впрочем, обзавелся новой развязкой, ликвидировавшей светофор в начале ул. Большевистской.

Съезжаю с моста к площади Будагова. По правую руку оказывается одна из главных точек притяжения туристов и горожан — исторический квартал на улице Инской.

Фото
infonarod.ru

В десятках красивых старинных усадеб работают кафе, музеи, магазины и развлечения на любой вкус, а на узких улочках играют музыканты и выступают циркачи

Квартал объединен переходным мостом с другим историческим местом — парком «Городское начало», который, в свою очередь, связан речным трамвайчиком, курсирующим через Обь, с третьим «реликтовым» пространством — парком «Село Кривощеково», где воссоздан сельский быт XVIII века и первая церковь на территории будущего города.

А что это там за каменные фигуры под памятником железнодорожному мосту? Ах да, это монумент в честь строителей этого самого моста и, по сути, основателей Новосибирска.

Фото
музей Западно-сибирской железной дороги

Их скульптурные изображения установлены под фермой моста отнюдь не случайно — в 1897 году они действительно встали под ним во время испытаний своего детища, гарантируя таким образом качество своей работы

В центр мы еще вернемся, а пока проедусь по Фабричной-Владимировской. Замечаю, что Михайловская набережная растет не только на юг, где уже добралась до «Европейского берега», но и на север, до Речпорта. Ей навстречу медленно, но верно тянется Димитровская набережная, которую начинали строить здесь еще вместе с одноименным мостом, но открыли лишь недавно.

Фото
www.yasnybereg.ru

В ней, будто в зеркале, отражается еще одна левобережная набережная, по которой горожане прогуливаются от жилого комплекса «Ясный берег» мимо аквапарка до Затона

Бывшая психбольница больше не пугает высокими заборами, решетками на окнах и колючей проволокой. Территория стала гораздо дружелюбнее: в этом военном городке времен Первой мировой организован исторический комплекс «Красные казармы». Надо сказать, город выжимает максимум из скудных остатков своего дореволюционного прошлого.

Но более всего удивила печально известная Нахаловка. Ее больше нет. Безобразный частный сектор на этой огромной территории пошел под бульдозер, и теперь здесь строится современное жилье микрорайона «Прибрежный».

Фото
материалы архитектурно-градостроительного совета Новосибирска

Ну а усадьбы, представляющие архитектурную ценность, перенесли на Инскую, в исторический квартал

Продолжаю движение по «новосибирскому Садовому кольцу», и вот я уже на улице Дуси Ковальчук. По левую руку от меня — детская железная дорога, замкнувшаяся в непрерывное кольцо, и знаменитый зоопарк, пополнившийся жирафами, слонами, носорогами и бегемотами. Но все же статус главной достопримечательности у них отобрал реконструированный Заельцовский парк.

Безлюдный когда-то лес превращен в гигантское парковое пространство с живописными газонами и клумбами вдоль очищенной Второй Ельцовки, благоустроенными велодорожками и тропинками для прогулок, спортплощадками, аттракционами и массой других развлечений

Преобразился, кстати, и расположенный неподалеку Сосновый бор. Совсем недавно здесь запустили пятый по счету мост через Обь, и я еду сквозь парк посмотреть на него. Мост стыкуется с улицей Объединения, продленной едва ли не до самой реки. С Объединения теперь можно сразу свернуть на главную улицу города — Красный проспект. Он наконец-то соединился со своим оторванным «хвостом» в микрорайоне Родники.

По проспекту пустили скоростной трамвай до Родников и Снегирей, а по обе стороны от него выросли многочисленные жилые комплексы. Теперь о том, что когда-то отсюда улетали самолеты во все концы Советского Союза, напоминает лишь здание старого аэровокзала, в котором сейчас работает выставочное пространство. На пересечении проспекта с улицей Георгия Колонды нас встречает станция метро «Северная».

Если мы свернем отсюда налево, то попадем на футбольный стадион и сможем поболеть за ФК «Новосибирск», который борется за попадание в Лигу чемпионов УЕФА

Но я держу прямой курс — очень уж интересно, как изменилась сибирская столица с нашей последней встречи. Вот мы уже на площади Калинина. В ее центре гордо возвышается скульптура Арама Григоряна «Моя Сибирь», прозванная в народе «Девочка на шаре».

Погостив недолго в Кольцово, скульптура встала на то место, куда изначально предназначалась, заменив собой набившие оскомину рекламные щиты

С Красного проспекта перемещаемся по новой улице Предпринимателей, проложенной вместе с парковой зоной вдоль русла Первой Ельцовки, на Ипподромскую.

Теперь ее смело можно назвать первым новосибирским хайвеем: после окончания строительства развязки на пересечении с достроенной улицей Лескова и запуска четвертого моста можно без остановок лететь до самой площади Труда.

За спиной остается самый большой в городе ТРЦ «Европейский», слева — плавучий фонтан на озере Надежды и Центр волейбола, где на днях сборная России будет биться за медали мирового первенства

Частный сектор и безобразные гаражи уступили место небоскребам, но один из них особенно выделяется — 150-метровый жилой дом возле театра «Глобус», самое высокое здание Новосибирска.

Высотка выросла на месте котлована, более 10 лет уродовавшего окрестности. Участок принадлежал новосибирскому метрополитену, который начал строить там свой спецобъект, но вынужден был остановить работы

Сибревкомовский пешеходный мост теперь зовется Цветочным, и, проехав под ним, я понял, почему: его перила и центральный проход полностью засажены благоухающими цветами. И вот я снова на площади Будагова…

Продолжение следует

Александр Матвеев

Александр Матвеев

Автор public history блога о Новосибирске top NSK

Журналист, писатель, краевед, экскурсовод. Автор книги "555 интересных фактов о Новосибирске", внештатный корреспондент N1.ru.

Комментарии

9
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Нет у Новосибирска перспектив стать современным комфортным городом, пока им управляют поголовно непрофессионалы с устаревшим на 50 лет мышлением, а всему остальному населению просто плевать на происходящую деградацию, грязь и разруху вокруг.
  • К сожалению этот город смертельно болен. Остаётся только мечтать о будущем которое у нас крадут каждый день
  • УХ, ты.....класс!
  • В городе столько проблем с недвижкой, а вы эти опусы пишите. К чему это? Практической пользы - ноль, в качестве развлечения - скучно и затянуто, с литературой точки зрения - практически никак (уж здесь то можно было постараться). Без обид, но это как-то несерьёзно - будто школьный реферат опубликовали
  • Замечательно) Браво автору! Мечтать обязательно нужно. Глядишь, и сбудется все постепенно