Новосибирск vs Краков: к вопросу о городской среде

Переехавший в Польшу новосибирец — о том, чем наш мегаполис отличается от тамошних городов

Коллаж Дарьи Яковенко
Коллаж Дарьи Яковенко

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Я переехал в Краков в начале 2016-го года и с тех пор побывал почти во всех регионах Польши и в большинстве стран Европы. Как известно, в урбанистике разбираются все подряд, поэтому я решил поделиться наблюдениями за городской средой в Сибири и Польше, о жизни в которой пишут не так часто, как о более популярных европейских странах.

История

Краков — без преувеличения, один из красивейших городов Европы. Главное, что его характеризует — долгая, богатая и сложная история. Он был и древней столицей Польши, и вольным торговым городом, и частью Австро-Венгерской монархии. Поэтому в архитектуре здесь замешано буквально все — средневековье, Ренессанс, барокко и классицизм XVII–XVIII веков, неоготика, модерн и — во времена коммунистической Польши — советский конструктивизм, который напоминает мне о родине.

В целом, в Польше гораздо более бережно, чем в России, относятся к историческому наследию. Особенно этот контраст бросается в глаза при путешествии из сплошь застроенного кривыми панельными домами Калининграда в Гданьск, который, как и Кенигсберг, во время войны был разрушен до основания, но восстановлен буквально по кирпичу.

Теперь этот город ежегодно привлекает миллионы туристов. Об этой разнице с грустью вспоминаешь и каждый раз, когда проходишь по тихому центру или старой части левого берега Новосибирска.


По-хорошему, нужно сохранять все мало-мальски ценное, встраивать в контекст российской и советской истории, превращать в туристические маршруты, вроде тех, что организует команда Музея Новосибирска — с осмотром купеческих особняков и заходом в культовую пышечную на Станиславского.


Но на практике картина, к сожалению, иная. Взять хотя бы дом легендарной рок-певицы Янки Дягилевой - представительницы “сибирского панка” наряду с Егором Летовым и Вадимом Кузьминым. На ее могилу на Заельцовском кладбище поклонники до сих пор носят цветы. Однако власти города упорно отказываются признать столетнюю постройку на Ядринцевской памятником культуры или архитектуры. Между тем, к лакомому участку в центре давно присматриваются застройщики.

Очень надеюсь, что воплотится в жизнь идея новосибирских краеведов о создании исторического квартала на улице Инской, на словах поддержанная областным правительством. В противном случае дома, с которых фактически начинался Новосибирск, рано или поздно будут снесены. 

Городская среда

Вопреки расхожему представлению о бедности и серости, Польша — многолетний лидер ЕС по темпам экономического роста. С 2001 года ВВП на душу населения почти утроился, и это заметно на примере крупных городов. Рост проявляется в обновлении инфраструктуры и транспорта, реконструкции и строительстве — не только жилом и коммерческом, но и общественных зданий: концертных площадок, парков, музеев и вокзалов.


Если пытаться нащупать какую-то философию польских городов, ее можно определить как создание комфортной среды с акцентом на семьях. В городах, включая центральную часть, есть детские площадки, в торговых центрах — детские зоны или комнаты, в ресторанах и кафе — пеленальные столики, в транспорте — пол на уровне тротуара и места для колясок.


Во многих городах открыты новые интерактивные музеи и образовательные центры, ориентированные на семьи с детьми и школьников. Один из примеров — Центр Коперника в Варшаве.

Городские власти Кракова много внимания уделяют велодорожкам. Велосипедистов в Польше на порядок меньше, чем, например, в Германии или Нидерландах, но все же многие ездят на работу именно на велосипеде независимо от рода занятий и возраста.

Обращает на себя внимание и доступность городской среды, которая в Новосибирске символизируется неработающими лифтами в надземном переходе у Автовокзала. Краков в этом плане тоже далек от идеала, но, в целом, передвижение на инвалидной коляске (а также с детской коляской, сумками на колесах и т.д.), по крайней мере, возможно.


А, например, Варшава в ноябре 2019 года получила премию как город с самой доступной средой в Европе за мощный и быстрый прогресс в этой сфере.


Еще один аспект, о котором в Новосибирске, кажется, нечасто говорят — необходимость ограничивать этажность новостроек. Если раньше 30-этажные жилые и офисные свечки казались мне символом прогресса, то теперь я смотрю на них с ужасом. Каждый такой дом увеличивает нагрузку на дороги вокруг себя, превращает дворы в грязные парковки, из которых, к тому же, нельзя вывезти снег, увеличивает плотность населения и ухудшает качество жизни — социальная инфраструктура не успевает за жилой застройкой.

Транспорт

Иметь машину для перемещения по Кракову не нужно, если не живешь в отдаленном спальном районе. Автобусы и трамваи ходят по расписанию, поэтому для навигации можно пользоваться мобильными приложениями с картой маршрутов и пересадок. На остановках есть электронные табло с прибывающими трамваями, или, по крайней мере, таблички с часами и минутами их прибытия.


Конечно, с ними бывают проблемы — особенно летом во время ремонтных работ. Но в последнее время приложения стали быстро реагировать на изменения, показывая временные маршруты объезда.


В транспорте нет кондукторов, расталкивающих локтями пассажиров, и передачи денег из рук в руки — билет можно купить в автоматах на улице или в самом трамвае, а можно, опять же, через приложение. Те, кто регулярно ездят по стандартному маршруту, имеют проездные. На экранах в трамваях пишут, кто в этот день отмечает именины (большинство поляков — набожные и чтущие традиции католики).

В Новосибирске, насколько я знаю, попытка внедрить бескондукторную оплату проезда в трамваях пока привела только к жалобам пассажиров на нерасторопность системы и сбоям в графике движения. 

Из позитивных шагов в нашем городе можно отметить использование транспортных карт и вообще безналичной оплаты — все-таки это удобнее и быстрее наличного расчета (но сразу встает вопрос о частных маршрутках). Хорошо и то, что власти пытаются строить на основе этой технологии сетевые тарифы, которые позволяют пересаживаться с одного вида транспорта на другой со скидкой в течение определенного времени — по билетам, включающим пересадки и действительным в течение определенного времени или внутри определенных зон, работает транспорт во всех развитых странах. Жаль, что пока этот принцип не получил в Новосибирске широкого распространения.

Фото №1 - Новосибирск vs Краков: к вопросу о городской среде
Фото
из свободных источников
Фото №2 - Новосибирск vs Краков: к вопросу о городской среде
Фото
из свободных источников

Что раздражает в Кракове — так это внезапное появление тысяч электрических самокатов, которыми активно пользуются и туристы, и местные подростки. Они носятся по пешеходной части улицы, а не, например, по велодорожкам, и бросают самокаты где попало, загромождая узкие тротуары.


Но с транспортом можно связать и недостаток (с точки зрения автовладельцев) Кракова и большинства других крупных европейских городов — это зоны платной парковки на большей части территории города.


В зависимости от зоны за час приходится платить от 4 до 6 злотых или от 65 до 80 рублей (для сравнения, в Москве цена часа парковки варьируется от 40 до 380 рублей). Конечно, такая система имеет смысл только при наличии надежного транспорта с удобными пересадками.

Окружающая среда

До самого последнего времени Краков ассоциировался с густым зимним смогом и грязным воздухом. Дело в том, что большинство частных домов (и даже старые многоквартирные) там топятся углем и дровами. Из-за большой агломерации и старых домов без центрального отопления, отсутствия сильных ветров и ландшафта появлялась сизая дымка. Приходилось часто надевать антисмоговую маску, поскольку «высокий» и «очень высокий» уровень загрязненности мог сохраняться в течение нескольких дней или недель с октября по апрель.

Смог над Краковом
Смог над Краковом
Фото
Олег Бурков

Много лет за исправление ситуации ратовали экологические активисты, затем к ним присоединились СМИ и все более широкие группы горожан — у каждого в телефоне появилось приложение с картой состояния воздуха по районам, собирающее данные многочисленных датчиков. 

Общие усилия возымели эффект — в  2019-м году вступил в действие запрет на использование угольно-дровяных печей. Городские власти провели информационную кампанию, субсидировали замену старых печей на новые, организовали горячую линию для сообщений о домах, где, судя по цвету дыма, нарушают запрет, и учредили инспекции. И это сразу же возымело мощный эффект — в этом сезоне мне не пришлось надевать маску ни разу.


По ощущениям, в Новосибирске уровень загрязнения воздуха часто бывает не менее высокий. Просто его не измеряют. Вернее, насколько мне известно, замеры производят раз в месяц и по еще советскому индексу загрязнения атмосферы, в котором берутся некие среднегодовые значения на площадь города.


Также используются значения ПДК — предельно допустимой нормы вредных веществ. Об их адекватности можно судить по тому, что во время лесных пожаров летом этого года ПДК превышена не была. 

Во всем мире действует единая система аудита Air Quality Index. В России мониторинг по этой системе проводят только в Москве.

Уборка улиц

Огромный вклад в качество городской среды и общее впечатление от города вносит ливневая канализация и отсутствие непроходимых луж на дорогах. Звучит банально, но, судя по тому, что власти Новосибирска не могут обеспечить сток воды во время дождей уже много десятилетий, приоритет этой задачи остается более низким по сравнению со строительством новых фонтанов.


Отсутствие канализации делает бессмысленной влажную уборку улиц от песка, который рассыпают зимой от гололеда (потому что не убирают снег). Из-за этого с апреля по июнь наступает сезон песчаных бурь.


Никакого секрета в чистоте улиц тоже нет. Это меры, давным-давно известные в городском хозяйстве: помимо канализации, требуется отсутствие открытого грунта, правильный профиль дорог для стока воды и поддержание чистоты на стройплощадках. А чтобы по городу можно было передвигаться зимой и весной, с улиц и дворов нужно регулярно вывозить снег.

Самоуправление

Относительно новая в Польше, но уже хорошо известная в других демократических странах практика в городском самоуправлении — партиципаторные бюджеты. Это распределение части городского бюджета не решением мэрии, а самими жителями. 

Любой горожанин (независимо от гражданства и возраста) может проголосовать за понравившиеся проекты, а начиная с 13 лет — выносить на голосование собственные. Проекты проходят предварительный отбор по нескольким критериям (площадь территории, затронутая проектом, число жителей в районе, стоимость и др.). Голосование идет в течение 10 дней.


Так, в 2019 году размер «бюджета горожан» составил 30 миллионов злотых — около 500 миллионов рублей. Из них одна треть должна пойти на общегородские проекты, а две трети — на районные.


Как правило, в таких голосованиях побеждают проекты, направленные на озеленение и охрану окружающей среды: строительство новых парков на месте пустырей, детских и спортивных площадок там, где их не хватает. Например, в прошлом году одно из первых мест заняла инициатива  «100 новых деревьев в каждом районе». 

Явка на голосованиях невысокая — около 8-10%. Но молодые горожане охотно включаются и в работу над такими проектами, и в агитацию, проводя ее и в своих социальных сетях, и среди коллег на работе.

Одна из зеленых зон Кракова
Одна из зеленых зон Кракова
Фото
Олег Бурков

Спорадический прогресс

Несмотря на переезд, в Новосибирске я бываю один-два раза в год, чтобы навестить родных и друзей. Я люблю Академгородок, «тихий центр», Первомайский сквер, Заельцовский парк. В городе много отличных заведений, яркая театральная жизнь, много интересных кинопоказов.

Но с каждым приездом я с грустью замечаю, что в развитии городской среды прогресс заметен только в единичных случаях частной инициативы — как, например, обустройство Дома купца Сурикова и Молчанова на Красном проспекте. 

В центре продолжают возводить почти исключительно премиум-человейкники, занимая каждый мало-мальски пригодный клочок земли, включая Каменский сквер, где в детстве я катался на санках и лыжах. 


Правда, отреставрированная набережная действительно стала выглядеть гораздо лучше — оказалось, что в городе есть широкая и красивая река, вдоль которой приятно гулять, а общественное пространство необязательно должно быть заполнено уродливыми шатрами и киосками.


Но в целом Новосибирск можно представить как небольшой архипелаг из островков комфорта, передвигаться между которыми нужно, внимательно смотря под ноги, поскольку дороги и тротуары ветшают, а снег и грязь с них убирают год от года все хуже.

Олег Бурков

Олег Бурков

Russia Growth Manager в компании Canva

В 2016 году переехал из Новосибирска в Краков

Комментарии

1
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Могу подарить Вам -везите в Краков карту по которой был обещан атракцион невиданной щедрости!!\если про карту новосибирскую где обещали бесплатную пересадку с трамвая на трамвай----с троллейбуса на тролейбус\ Я потратила столько нервов в первую неделю пользования Желала прокатить по своей фантазера придумавшего ее И все время пользования желала всех неземных благ --ему или им за несбывшиеся мои мЕчты -когда я за 85рублей имела неосторожность ее купить Реально подарю ----Даже денег Вам положу чтоб прокатиться попробовали!!!Вычеркните это из Ваших плюсов и поставьте в большой минус .Если желаете опишу ниже --жизнь мою когда я имела счастье ею обладать Нет нет она жива и здорова надеюсь. только я ею не пользуюсь