Подвалы позолотили

Губернатор требует сдавать дома с подземными парковками — строители продают паркоместа за 900 тысяч и видят только один способ повысить спрос: запретить стоянку во дворах

Губернатор предложил заставить красноярских строителей сдавать дома с подземными парковками. Негодующих застройщиков это коснется только в следующем году — до декабря министерство строительства и ЖКХ и мэрия должны проработать все необходимые документы. Новые парковки повиснут на балансе, уверены строители: сегодня даже владельцы внедорожников за 2–3 млн предпочитают бросать авто в песочнице, а не тратить 600–900 тыс. на «домик» для него. Ударит ли инициатива по кошелькам покупателей квартир в новостройках и можно ли строить дешевые паркинги — в материале далее.

Предложение губернатора Красноярского края Виктора Толоконского заставить застройщиков сдавать дома с подземными парковками прозвучало в марте. Документ «О развитии транспортной инфраструктуры в городе Красноярске» опубликован на сайте правительства. Положительное решение возможно не ранее начала 2016 года: до этого времени министерство строительства и ЖКХ и мэрия Красноярска будут корпеть над составлением правовых актов.

Застройщики восприняли инициативу с негодованием. По словам руководителя секции по развитию застроенных территорий Союза строителей Красноярского края Андрея Тихонова, в «нулевых» тогдашний мэр Петр Пимашков уже пытался не давать разрешения на дома без подземной парковки, но дело с мертвой точки не сдвинулось. Г-н Тихонов объясняет это тем, что красноярцам подземные парковки не очень-то и нужны: «Фактически, люди предпочитают вставать на песочницу — куда угодно, но не покупать место на подземной парковке наряду с квартирой».

Гендиректор УСК «Сибиряк» Владимир Егоров идею губернатора считает незаконной:

«Это то же самое, что заставить строить ТРЦ. Если обяжут, должны финансировать и гарантировать оплату. Но этого сделать не могут. Все, что мы строим сегодня, — воздух».

Убыточность строительства он иллюстрирует примерами: в 15-этажном ЖК «У реки» на пересечении ул. Лебедевой – Обороны из почти 200 мест в подземной парковке нет ни одного проданного, в отдельно стоящем паркинге в «Покровском» на 450 мест — 6 заявок. Ситуация не обошла и комплексы повышенного комфорта с состоятельными жильцами и «дорогущими машинами за 2–3 млн». В закрытом от парковки во дворах «Фрегате НЕО», констатирует замдиректора застройщика «Сиблидер» Андрей Клещев, на 2-3 квартиры востребовано 1 паркоместо.

Покупка подземного «домика» для машины (5,5х2,7 м) обходится сегодня в городе в среднем в 600–900 тыс. руб. В центре города цены доходят до 1,5–2 млн руб.

О причинах продажи 18 «квадратов» под авто за 900 тыс. на ул. Молокова, 28«г» корреспондент расспросила автора одного из объявлений на портале НГС.ЖИЛКОМ Наталью. Оказалось, ее сын с семьей перебрался в Калининград, выставив место по изначальной цене. По ее словам, сына эта парковка вполне устраивала: «Напротив — бизнес-центр и офисы "Ванкорнефти", даже жильцам тяжело найти место. Ну и даже в минусовую машина всегда заводилась. Единственное, выход на парковку не с подъезда, а с улицы».

Ежемесячный взнос за свет, охрану и видеонаблюдение в 500 руб. собеседница назвала «вполне сносным». Летом, говорит Наталья, на размеченной площадке есть свободные места, зимой пустуют единицы. «Выкуплены или в аренде — не знаю. В миллионниках столько машин, что люди скоро будут вынуждены брать парковку», — убеждена она.

Пока же подземные парковки, наряду с консьержами и закрытыми дворами, являются признаком элитарности дома,

признается Андрей Тихонов. Их количество на дом зависит от усмотрения застройщика — нормативные документы не разделяют подземные и наземные паркинги, а абстрактно определяют их общее число в новостройках. Для выяснения подробностей представитель департамента градостроительства Оксана Покаместова посоветовала изучить СНиП 2.07.01-89. Документ был принят в 1989 году и, по ранним заявлениям специалиста «Красноярскгражданпроекта» Любови Резвых, устанавливает связь между парковками, числом машин на 1000 человек в городе и количеством человек в каждом доме. Систему расчетов — ровесницу первых домов в мкрн «Северный», она признала устаревшей. Отсюда разница по количеству парковок в трактовках застройщиков: Владимир Егоров называет негласным правилом число не менее 50 % от числа квартир в доме, Андрей Клещев — на 10 квартир 4 паркоместа.

В случае положительного решения губернатора подземные парковки ударят по карману красноярцев, предполагает представитель союза строителей Андрей Тихонов.

Застройщики могут включить стоимость возведения парковок в общую стоимость дома и оформить как общедомовое имущество — это грозит ростом себестоимости «квадрата».

Не ясно и то, как жильцы, например, 300 квартир в доме будут делить 30 общих подземных парковок.

Можно ли удешевить стоимость строительства парковочных мест для застройщиков, остается спорным вопросом. Андрей Клещев вспоминает: в 2013 году «Сиблидер» предлагал мэрии обсудить этот вопрос. В итоге на совещаниях со строителями и проектировщиками удешевление было признано невозможным: «Основа стоимости — конструктив. Не сделаешь жестким — просто провалится. "Перестраховочные" федеральные нормативы требуют системы вентиляции, дымоудаления, пожаротушения. По 100 тыс. в пересчете на каждое место. Небольшая экономия возможна на отделочных работах».

Г-н Тихонов в качестве альтернативы приводит московскую инновацию: строительство отдельных зданий без ограждающих стен, которые заменяет вентилируемая сетка. Стоимость одного места — 350 тыс. руб.

Чтобы заинтересовать бизнес в строительстве пока убыточных подземных парковок, Владимир Егоров предлагает запретить парковки во дворах (особенно в ночное время) и увеличить штраф за это нарушение. В пример он приводит опыт Германии: «Бросил в неположенном месте машину — штраф 300 евро. По сегодняшним меркам — около 20 тыс. руб. Богатый человек может бросить раз, но платить 2-3 раза в месяц не рискнет».

Пока же от безысходности строители вынуждены сдавать висящие на балансе парковки в аренду. Средняя цена — 5 тыс. руб. в месяц, включая ежемесячные платежи.

Юлия Глушко

Фото depositphotos.com

Комментарии

0