«Правила давно устарели»: как припарковать машину, чтобы не получить штраф

Эксперты ― о запутанных законах, наглых водителях и спорах с ГИБДД

Коллажи Дарьи Яковенко

Во время самоизоляции в городах миллионниках снизился дорожный трафик, зато более ощутимыми стали проблемы с парковками: многие стоянки теперь полностью заполнены автомобилями. О правилах, которые никто не выполняет, и об отношении россиян к платными местам для транспорта.

Как автомобилисты путаются в правилах 

Чтобы не быть оштрафованным за стоянку, кажется, что достаточно следовать двенадцатой главе правил дорожного движения. За восемь небольших пунктов там рассказывается, где можно оставлять автомобиль, а где нет. Однако на деле все сложнее. Во-первых, наказание за нарушение правил регулируются не ПДД, а другими документами: Кодексом РФ об административных правонарушениях. Во-вторых, штрафы могут отличаться в зависимости от регионов: органы самоуправления вправе увеличивать их или уменьшать. В-третьих, в некоторых правовых актах есть требования, которых нет в самих правилах дорожного движения. Например, парковка на газоне, согласно ПДД, не считается нарушением, а по«Закону о защите зеленых насаждений Москвы» обходится водителям столицы в пять тысяч рублей. Подобные запреты, в той или иной степени, есть по всей России.

Автомобилистам лучше не рисковать и парковать машины либо на асфальтированной, либо на покрытой щебнем поверхности

«Четкого понятия, что такое газон ― нет: власть практически все вокруг им считает, вот автомобилисты и путаются. Ко мне обращался водитель, которого в январе оштрафовали за парковку на газоне. Он что, должен был откопать снег и посмотреть, если ли там трава? Нужны четкие понятия, а они отсутствуют и разбросаны по нескольким правовым актам» — рассказывает правозащитник, общественный деятель Кирилл Форманчук.

Таким образом, пока не появится единого определения, автомобилистам лучше не рисковать и парковать машины либо на асфальтированной, либо на покрытой щебнем поверхности. Так будет проще оспорить штраф, однако газон  — не единственное, в чем можно запутаться.

Жильцам дома нельзя оставлять машины под собственными окнами

Согласносанитарным правилам, оставлять машину во дворе жилого дома  можно только в специально оборудованных местах, на короткое время и только гостям. Стоянка для жильцов ― должна строиться на определенном расстоянии: чем больше машин, тем дальше от дома. Тем не менее наказать за нарушение санитарных правил  сложно: по ним практически невозможно понять, кто конкретно и на какое время оставил машину.

Люди не понимают, что вместе с покупкой автомобиля не у общества появляются ответственность в предоставлении парковочного места, а у водителей

«Все понимают, что эти правила давно устарели. Самое интересное, что никто не знает, какой орган должен выносить штрафы за нарушение, потому что по идее — это область санитарного и градостроительного управления. Так что по законам устраивать постоянную парковку во дворах нельзя, но все это делают » — продолжает правозащитник и общественный деятель Кирилл Форманчук.

Если же действовать с учетом всех норм, то при отсутствии постоянной парковки во дворе — оставлять машину нужно в другом месте. Для поиска такого можно, например, воспользоваться специальной картой на сайте N1.RU: указать в строке адрес вашего дома, отметить в поиске гаражи или стоянки, а затем найти ближайшие парковочные места.

«Возможно, придется пройти пешком или даже проехать на общественном транспорте. В Советском Союзе так делали, потому что могли украсть колеса, зеркала и что-то еще, но сейчас мы вынуждены повторять эту практику, потому что у нас много машин. Но, к сожалению, люди не понимают, что вместе с покупкой автомобиля не у общества появляются ответственность в предоставлении парковочного места, а у водителей» ― рассказывает координатор проекта «РосЯма» Алексей Беззуб. 

Организуем стоянку и узнаем главное о парковке во дворе

Если же пространство вокруг дома позволяет, жильцы могут своими силами установить постоянную парковку ― такую, на которой согласно всем правилам смогут оставлять машину. По санитарным нормам, к примеру, стоянка на пятьдесят автомобилей должна находиться в пятнадцати метрах от окон. Все расчеты должна проводить или управляющая компания, или ТСЖ. С таким предложением к организации обычно обращаются сами жильцы: проводят собрание, голосование и собирают деньги.

Нужно следовать двенадцатой главе ПДД: то есть оставлять автомобиль параллельно проезжей части с правой стороны

«Есть дворы хрущевского или брежневского периода, вокруг которых не плотная застройка, ― там можно сделать дополнительные парковки. Правда, жители должны быть готовы, к тому, что асфальтирование будет дорогим и что помогать им, например, из городской администрации никто не будет» — объясняет урбанист Владимир Злоказов.

Понятно, что подобный вариант доступен не для всех, но чтобы максимально снизить вероятность штрафа без подобных изменений ― нужно следовать двенадцатой главе ПДД: то есть оставлять автомобиль параллельно проезжей части с правой стороны и еще учитывать следующие нормы из других правовых документах: 

«Не оставлять машину с работающим двигателем, не парковаться на грузовиках тяжелее трех с половиной тонн, если это происходит не в специальном месте. Также не создавать препятствий для движения других транспортных средств и спецтранспорта. Отказаться от стоянки на газонах, детских площадках и тротуарах, а вместе с этим от парковки у закрытых ворот, гаражей и мусорных контейнеров» — резюмируют в беседе с журналистом представители Уральской Палате Недвижимости.

Если соседи не хотят делиться парковочным местом, обращаемся к квартальным 

Эксперты также отмечают, что даже при самостоятельном строительстве парковки ―  автомобилисты не имеют права закреплять за собой конкретное место. Двор — территория общего пользования и занимать там пространство ограничителями парковок или пятилитровыми бутылками — незаконно.

Многим людям просто бесполезно объяснять, что это не их место

«Это самовольный захват земельного участка ― административная статья. Однако многим людям просто бесполезно объяснять, что это не их место. Они будут находить миллионы причин, почему только они могут оставлять на нем машину: скажут, что огораживали, убирали, асфальтировали. Но все это без разницы: пространство ― общее»  —  уточняет правозащитник и общественный деятель Кирилл Форманчук.

Если в вашем дворе некоторые из жильцов поступают таким образом, можно обратиться к квартальным. Обычно, способ связаться с ними описан на сайте городских администраций. К примеру, в Екатеринбурге информация содержится в разделе «Квартальные нашего города».

Когда надоела наглая парковка: звоним в ГИБДД, пишем заявление или огораживаем пространство

Наказать владельца машины, запаркованной на тротуаре или детской площадке, можно несколькими способами. Один из самых быстрых — звонок в дежурную часть ГИБДД: узнать ее номер в вашем регионе можно насайте ведомства. Во время разговора с инспектором нужно сообщить о том, где вы заметили неправильно припаркованный автомобиль, а потом ― спокойно идти по своим делам. Впрочем, вероятность того, что наряд успеет подъехать к месту, пока нарушитель не уехал, —  невелика: правоохранители приедут только, когда смогут.

На расплату с «автохамом» может уйти много сил, но результат не обязательно будет достигнут

Так что вместо звонка можно попробовать более эффективный вариант — заявление через интернет. Для этого нужно сфотографировать машину так, чтобы было видно нарушение, государственные номера и место: для этого подберите такой ракурс, чтобы на фото попадала или вывеска магазина, или адрес дома. А после —  направьте жалобу вместе с фотографией на специальный раздел сайта ГИБДД. Но у многих нарушителей даже после этого останется возможность уйти безнаказанными.

«Инспектор будет звонить, но автомобилист может просто не брать трубку. Сотрудник ГИБДД возможно даже поедет на адрес и оставит повестку. Но потом пройдет два месяца, никто по ней не явятся и — нарушителю уже ничего не будет. А время идет с момента преступления. Так что на расплату с „автохамом“ может уйти много сил, но результат не обязательно будет достигнут» —  рассказывает правозащитник и общественный деятель Кирилл Форманчук.

Одним из самых эффективных способов борьбы с нарушениями, по мнению активистов из Архангельска, считается обращение в ГИБДД с просьбой установить специальные антипарковочные столбики. Тогда заезд на огороженную территорию в принципе будет невозможно. 

Во время поиска места для стоянки не верьте табличкам «только для своих»

При парковке на улицах ―  главным считается то же правило, что и при парковке во дворе: оставлять автомобиль там нужно с правой стороны параллельно проезжей части. Следовать этому на тротуарах можно, если рядом есть специальный знак или табличка, указывающая, как именно нужно оставлять транспортное средство.

Однако во многих городах вместе с этими знаками встречаются и информационные указатели с текстом, якобы запрещающим парковку всем, кроме сотрудников или клиентов какой-то организации. Автомобилисты имеют полное право этим требованиям не подчиняться. 

«Пользоваться такими табличками можно, но нет никакого запрета на их  игнорирование. Наоборот, если к вам будут применять силу или как-то не пускать на парковку, вы можете обратиться в полицию. Несколько лет назад, когда у каждого заведения стояли люди с конусами и такими же фирменными табличками, я регулярно снимал их на видео и писал заявления, если они как-то мешали мне припарковаться» —  рассказывает правозащитник и общественный деятель Кирилл Форманчук.

Платить за парковки придется во всем городе

Еще один способ припарковать машину — оставить ее на платной парковке. Они есть уже в семнадцати российских городах. Цены на место там разнятся в зависимости от региона: в Перми это двадцать рублей за час, а в Тюмени — сорок. Расположены платные парковки, в большинстве своем, на центральных улицах, но урбанисты уверяют, что это временно.

По словам чиновников, в 2020 году за парковки все-таки придется платить

«Такими парковками власти, помимо прочего, пытаются стимулировать горожан пользоваться общественным транспортом, передвигаться пешком или на велосипеде. Город ― компактное место, а для машин требуется много пространства. Так что, если часть горожан откажется от автомобилей, дороги будут свободнее и экология улучшится. Поэтому со временем платных парковок станет больше: постепенно они появятся и в отдаленных районах, хотя стоить будут дешевле, чем в центре» — прогнозирует урбанист Владимир Злоказов.

Однако в некоторых городах, к примеру, в Екатеринбурге платная парковка для автолюбителей — не повод отказываться от машины: многие из них, хотя и оставляют там транспортное средство, но все равно не платят.

«Каждый день на протяжении года пользовался платной парковкой. В центре других практически нет, но я был уверен, что система не работает, поэтому ни разу и не платил: штрафы мне, кстати, не приходили» — рассказывает водитель Дмитрий Кузнецов (фамилия изменена по просьбе героя, — Ред.) 

Тем не менее по словам чиновников, в 2020 году за парковки все-таки придется платить. Части горожан штрафы приходят уже сейчас: некоторых нарушителей приглашают на административные комиссии. Бороться же с теми, кто скрывает номера, чтобы персональные данные не дошли до администрации, собираются камерой с круговым обзором — от нее предприимчивым водителям уже нельзя будет скрыться.

Когда не виноваты, оспариваем штраф в суде или по интернету

Оспорить штраф за платную парковку можно, если на ней нет необходимых знаков.Чтобы сделать это через интернет нужна копия постановления. С ней легче собрать доказательство вашей невиновности, так как там указаны дата и место правонарушения. Нужно поехать туда, сфотографировать, например, отсутствие знаков, а потом отправить письмо с жалобой и фотографиями на портал российских автомобилистов «Автокод».

Многие советуют использовать приложение, которое вне зависимости от знаков сообщает, что вы въезжаете в зону таких стоянок

Если этот вариант не поможет, а вы уверены в своей невиновности, можно обратиться в суд того района, в котором зафиксировали правонарушение. Жалобу, написанную в свободной форме, но с изложением ваших претензий, необходимо подавать по почте, а потом отслеживать на сайте суда дату назначенного заседания.

«Штрафы до пяти тысяч рублей не целесообразно обжаловать.При маленькой сумме легче заплатить его в течение двадцати дней и получить скидку в пятьдесят процентов. На это наше государство и рассчитывает: выписывает много небольших штрафов» — добавляет в разговоре с журналистом правозащитник и общественный деятель Кирилл Форманчук.

Так или иначе, лучшим вариантом остается внимательное отношение к правилам. Например, чтобы случайно не встать на платную парковку ― многие советуют использовать приложение, которое вне зависимости от знаков сообщает, что вы въезжаете в зону таких стоянок. О наличии подобных программ в вашем городе можно узнать на сайте «Горпарковки».

Комментарии

1
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • В Новосибирске платные парковки в центре - 100 рублей в час