Сколько риелтор положит в карман?

Челябинские риелторы задумались о снижении комиссионных. Как стало известно сайту DomChel.ru, сразу несколько риелторских компаний неофициально обсудили возможность снижения размера комиссионных. Пока окончательного решения об этом агенты недвижимости еще не приняли. Впрочем, по поводу этого шага мнения риелторов разделились: одни считают это вынужденной мерой, другие – верным путем к разорению компаний и снижению качества услуг агентов

С началом финансового кризиса цены на жилье в Челябинске продолжают плавно снижаться. Ни для кого не секрет, что с осени прошлого года в несколько раз упал и спрос на квартиры, что особенно волнует игроков рынка недвижимости. В такой ситуации некоторые агенты недвижимости стали задумываться о снижении комиссионных, которые они берут с клиентов за работу. Сайту DomChel.ru стало известно, что несколько городских компаний серьезно обдумывают сейчас такой шаг. Средняя комиссия риелтора в Челябинске на сегодняшний день составляет три-четыре процента от суммы сделки. Между тем отдельные игроки рынка уже стали работать за два процента или даже за весьма скромную фиксированную плату.

Инициативу снижения стоимости риелторских услуг поддержал директор квартирного центра «Энергия» Максим Ландихов. По его словам, подобная мера говорит об одном – риелторы стараются выжить в непростых экономических условиях. «Мы освободили часть занимаемых нашей компанией площадей, минимизировали расходы; не исключаю, что и наша компания пойдет на снижение комиссионных, – рассказывает риелтор. – На сегодняшний день у нас еще действует комиссия в размере пяти процентов. Год назад мы подсчитывали, что для нормальной работы фирмы, с учетом некоторого финансового запаса прочности и расходов на обучение сотрудников, необходима комиссия не ниже четырех процентов от суммы сделки».

Кроме того, Максим Ландихов рассказал, что в городе бывают случаи, когда агенты недвижимости проводят сделки, как говорится, «в обход кассы». Риелторы проводят сделку неофициально и по заниженным расценкам, а заработанные деньги кладут себе в карман. Впрочем, по мнению руководителя КЦ «Энергия», если компании снизят размер комиссионных, то на качество оказания услуги это повлиять не должно. «Если риелтор хорошо выполнял работу за пять процентов, то его профессионализм никуда не уйдет, даже если он проведет сделку за два процента. Так что снижение комиссионных – это и необходимость, и попытка выжить», – подытожил респондент.

Против снижения размера комиссионных высказался президент ассоциации риелторов «Южный Урал» Арсен Унанян. По его словам, при заниженной комиссии в один-два процента риелторская услуга не может быть качественной, так как не покроет расходы компании, в которой работает большой штат специалистов, помимо самих агентов. «Сейчас на рынке недвижимости участились случаи скрытых комиссий, – рассказывает эксперт. – Небольшие компании заманивают клиентов небольшим процентом от сделки, а потом просят более крупных игроков их «прикрыть». Таких сделок в последнее время стало намного больше, чем раньше, но это нечестная игра. Те же компании, которые реально пошли на удешевление своих услуг, скорее всего, вернутся к прежним ставкам очень быстро. В компании «Компаньон» на сегодняшний день комиссия составляет от трех до шести процентов. Размер ее зависит от срока заключения сделки, объема рекламы и оформления документов, уникальности объекта и так далее. На снижение комиссионных мы идти не планируем».

Заместитель директора по развитию РК «Служба недвижимости» Денис Стукалов считает, что на снижение комиссии идут те компании, которые в нынешних условиях не готовы нести ответственность за качество своей работы, а единственное средство привлечения клиентов видят в прайсовых изменениях. По его словам, снижение цены не приведет к увеличению интереса потребителя. «Возьмем, к примеру, автопром: цены снижены, но ощутимого роста продаж это не дает, – рассуждает эксперт. – Потребитель, как правило, понимает, что хороший продукт не может стоить дешево. Для нормального функционирования риелторской компании размер комиссии должен быть не менее трех процентов. В нашей компании этот показатель не менялся уже очень длительное время, и менять его мы не собираемся. Он окупает затраты на содержание офиса, на зарплату, на налоги. Если радикально снижать процент, то компания просто разорится».

Кроме того, Денис Стукалов высказался и по поводу «левых» заработков отдельных риелторов. По его словам, работа «в обход кассы» говорит о том, что сотрудники таких компаний не чувствуют защищенности на своем рабочем месте, не могут четко обосновать свой комиссионный процент. «Естественно, в таких условиях сотрудники пытаются заработать, условно говоря, 10 тысяч «втемную». Но, повторюсь, снижение комиссий – это не способ наладить бизнес», – уверен эксперт.

Другие игроки рынка и вовсе не видят смысла в снижении комиссионных. По их словам, цены на жилье упали, а значит, автоматически уменьшились и суммы, которые риелторы получают от сделки. «В условиях падения цен на недвижимость комиссионные риелторов уже упали ровно на столько, на сколько подешевела недвижимость, – делится мнением руководитель АН «ХочуДом» Марат Хуснуллин. – Падение составило более 30 процентов. Должны ли мы снизить еще и процент? Думаю, что нет. Рынок сам регулирует наши комиссионные. В нашей компании они равны трем процентам при классической продаже квартиры и пяти процентам при срочной продаже по американской технологии: обширная реклама объекта в короткий срок, дни открытых дверей, оферты, виртуальные торги, сделка проходит за две недели. Во всем мире риелторы зарабатывают пять-шесть процентов. С экономической точки зрения такой размер комиссионных оправдан. Он позволяет оставаться компании на плаву сейчас и иметь прибыль в хорошие времена».

С тем, что компании, которые работают на процентах от сделки, стали зарабатывать меньше, соглашается и генеральный директор «Дан-Инвест» Валентин Корытный. Однако эксперт напомнил, что в городе присутствуют агентства, работающие по фиксированной ставке. Валентин Корытный считает, что этим компаниям стоит подумать о снижении своих расценок. «В большинстве случаев с жильем мы работаем с комиссией – от трех процентов, – продолжает глава агентства недвижимости. – Некоторые объекты, например, дешевые комнаты, продаем с фиксированной ставкой. Она составляет 30 тысяч рублей. На мой взгляд, это оптимальная плата за услуги риелтора, она позволяет покрыть расходы на поездки, рекламу, телефонную связь и так далее. Но размер комиссии является лишь частью стабильной работы компании. Финансовый успех агентства зависит в большей степени от количества продаж. При небольшой комиссии, но с большими объемами продаж риелтор может заработает больше, нежели наоборот».

Антонина Лаптева, Марина Григорьева

Комментарии

0
под именем