Строители-«варяги» наступают

Московские строители все чаще присматриваются к регионам. Так, в нынешнем году столичные компании возведут около 1,5 миллиона квадратных метров жилья в различных регионах России. По данным интернет-портала стройкомлекса Москвы, сегодня таким образом активно застраиваются Тула, Рязань, Новороссийск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Омск, Ярославль, Калуга, Иваново, Калининград, Санкт-Петербург, Краснодар и так далее. Впрочем, для того чтобы выйти на региональный строительный рынок, москвичам придется преодолеть целую «полосу препятствий». На пути «варягов» зачастую встают административные барьеры и сопротивление местных строительных компаний

Прежде чем выйти в другой город с бизнес-проектом, любая строительная компания проходит практически одинаковый путь. Первое, что приходится преодолевать, – это административный барьер. Уже давно не секрет, что, как правило, существует пул компаний, имеющих административное лобби, а также оппозиционно настроенные к местной власти строители. Участок земли в хорошем месте, оснащенный необходимыми коммуникациями, а также быстрое получение разрешения на строительство – лакомый кусок для всех застройщиков. Однако, как показывает практика, «сливки» получают компании с надежным административным ресурсом.

Второй камень преткновения – это местные строительные фирмы, которые не слишком рады делиться своей долей рынка с иногородними конкурентами. К тому же, москвичи часто ведут весьма агрессивную маркетинговую политику. На фоне этого между компаниями даже разворачиваются самые настоящие маркетинговые войны, которые часто заканчиваются не в пользу москвичей.

«Вспоминается случай с одной московской фирмой, которая открыла филиал в Рязани и начала застройку целого микрорайона, – рассказал сайту исполнительный директор НП «Альянс Строителей» Сергей Сидоров (г.Москва). – Квартиры в новом доме раскупались плохо. Как выяснилось позже, не без помощи местных застройщиков были распространены слухи о том, что москвичи строят некачественно, цены задирают, а завтра вообще могут уйти с рынка, прихватив с собой деньги населения».

По мнению руководителя девелоперского бизнеса ГК «Стройком» Ивана Петриди, строительная отрасль в России взяла курс на укрупнение, ее будущее – как раз за крупными федеральными компаниями, которые готовы работать в любом регионе и имеют широкие возможности для привлечения инвестиций. «Если до последнего времени девелоперские компании были, в основном, региональными, то в скором времени у нас появятся российские и, возможно, даже мировые бренды, – считает эксперт. – Если говорить о сложностях, то сегодня на реализацию таких межрегиональных проектов, безусловно, влияет мировой финансовый кризис, но очевидно, что это явление временное. Могут быть также технические сложности, связанные с административными барьерами, незнанием особенностей того или иного региона. Но на общую тенденцию укрупнения они вряд ли повлияют».

Коммерческий директор СК «Магистр» Константин Фрейман считает, что федеральные и московские строители обладают весомым преимуществом – возможностью привлечения в застройку средств федеральных банков и бюджетных денег по социальным программам. Однако на любом рынке им придется столкнуться с кризисными препятствиями. «Пока сложность во всех регионах одна – отсутствие платежеспособного спроса, – комментирует Константин Фрейман. – Покупателю, по большому счету, все равно, кто производитель; главное, чтобы товар был качественным. В Челябинске рынок в настоящий момент перенасыщен предложением жилья в новостройках, а также имеется ряд замороженных объектов. Поэтому новым игрокам нужно будет серьезно поработать над тем, как привлечь покупателя».

Финансовый директор компании «Легион» Иван Клушин считает, что особых препятствий для выхода на челябинский рынок федеральных компаний нет. «Земельные аукционы у нас открытые, с этим проблем не будет, – размышляет собеседник. – Основная сложность у москвичей, желающих освоить челябинский рынок, может возникнуть с кадрами и управлением. В случаях выхода на рынки других регионов, как правило, строители отправляют команду управленцев, а рабочую силу нанимают уже на местах, арендуют необходимую строительную технику. В итоге получится, что строить будут челябинцы; только деньги будут московскими».

Кроме того, эксперты отмечают и противоположную тенденцию – экспансию челябинских компаний на рынки других регионов. Южноуральские строители, желающие выйти за рамки области, активно следят за тендерами на строительство, проводимыми на территории страны, и, по возможности, принимают участие в них. Для того, чтобы сотрудничать с другими российскими и иностранными девелоперами, приходится задумываться о повышении инвестиционной привлекательности и использовать технологии по западным стандартам.

Марина Григорьева, Антонина Лаптева

Комментарии

0
под именем