Строительная отрасль переходит на саморегулирование.

С 1 января 2009 года года российское правительство перестало выдавать строительные лицензии и передало эти полномочия отраслевым саморегулируемым организациям.

Строительная отрасль переходит на саморегулирование. Фото PRM.RU

Ранее выданные лицензии закончатся 1 января 2010 года. Соответственно, те предприятия, которые не вступят в состав какой-либо саморегулируемой организации (СРО) и не получат от нее разрешение на осуществление деятельности, после нового года работать в отрасли не смогут.

Времени на образование СРО и вступление в них осталось не так уж и много, и сейчас, в первую очередь, успешность перехода от лицензирования к саморегулированию зависит от активной работы всех участников строительного комплекса и органов власти.

В конце марта в Пермском крае состоялось сразу два важных мероприятия, посвященных этому вопросу, — 27 марта ассоциация и некоммерческое партнерство «Пермские строители» совместно с региональным правительством провело рабочее совещание, а 31 марта в Пермь съехались представители Ассоциации Строителей России (АСР), а также строительного комплекса Прикамья, Удмуртии, Чувашии, Кировской области.

Зачем строителям саморегулирование?

Как рассказал главный советник президента АСР Александр Герасимов, саморегулирование не стоит рассматривать только в контексте замены лицензирования, поскольку это крупное преобразование строительного комплекса в стране. Так, по его словам, сейчас в стране выдано около 500 тысяч строительных лицензий, но реально работают 40-50 тысяч компаний.

«СРО — это крупный рыночный институт, который позволяет решить несколько проблем. По сути, речь идет о создании еще одного субъекта управления строительным комплексом, поскольку оказалось, что на этапе перехода от жесткого государственного контроля строительной деятельности к рыночным реалиям возникли некоторые разрывы, в том числе законодательные, которые невозможно решить без появления еще одного субъекта управления, который бы представлял бизнес», — отметил Александр Герасимов.

Введение саморегулирования позволит упорядочить рынок, разработать профессиональные требования, правила и стандарты и механизм ответственности строителей перед потребителями.

«В конечном итоге, задача, которая поставлена перед СРО, — это создание внятной и прозрачной для потребителя картины того, что происходит в строительном комплексе, создание ответственного производителя строительных услуг. А взамен строителям, изыскателям, проектировщикам передаются полномочия по определению тех организаций, которые в состоянии эффективно работать на рынке», — уточнил Александр Герасимов.

Чем займутся СРО?

Саморегулируемые организации будут выдавать разрешения на работу в сферах инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

По закону, основными целями СРО являются обеспечение безопасности строительных объектов, предупреждение причинения вреда жизни или здоровью граждан, частному, муниципальному или государственному имуществу, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также повышение качества строительных работ.

«Законодателями принимаются регламенты, соблюдать которые обязан каждый участник строительного рынка. Когда непосредственное регулирование строительной деятельности перейдет от государства к СРО, то эти профессиональные сообщества будут нести юридическую и материальную ответственность за каждого своего члена», — отметил на собрании ассоциации «Пермские строители» заместитель министра градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края Степан Суслов.

Кроме выдачи разрешений, в компетенцию СРО также входят разработка стандартов строительной деятельности и контроль за предприятиями, входящими в ее состав.

«Начинается все с некоммерческого партнерства, которое, обретя определенные технологии по саморегулированию, будет с течением времени формировать надструктуры, то есть, региональные советы СРО, которые будут решать некоторые локальные задачи, и в дальнейшем такие советы будут объединяться в национальное объединение СРО. Это обязательно», — подчеркнул Александр Герасимов.

Как получить допуск к строительной деятельности?

Минимальные требования, необходимые для получения предприятием свидетельства о допуске к работе, — это наличие сотрудников с профильным высшим или средним профессиональным образованием, при этом не менее трех человек должны быть с высшим образованием и стажем работы по специальности от трех лет или не менее пяти сотрудников со средним профессиональным образованием и стажем от пяти лет.

У предпринимателя тоже должно быть высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля. К тому же, и предпринимателям, и их сотрудникам надо будет проходить повышение квалификации раз в пять лет.

Кроме того, в каждой СРО должен быть компенсационный фонд, сформированный в размере не менее 1 миллиона рублей на одного участника некоммерческой организации или 300 тысяч при страховании гражданской ответственности.

«Если кто-то из членов нарушает впоследствии условия договора, все претензии будут предъявляться к СРО. Это весьма важный момент, поскольку сегодня государственные органы, выдавшие лицензию не несут материальной ответственности. Таким образом, СРО, хочет она того или нет, будет постоянно осуществлять контроль за деятельностью своих членов. Исходя из этого контроль и надзор в строительстве будут не только сохранены, но и значительно усилены», — отметил Степан Суслов.

Кто будет контролировать СРО

Разумеется, что по всей стране будет образовано большое количество СРО, и, чтобы сохранить целостность отрасли и избежать ситуации, когда каждая организация будет выдвигать свои стандарты и правила, в России появится национальное объединение СРО.

Если в сферу ответственности региональных объединений будет входить допуск на рынок, контроль за деятельностью участников и формирование механизмов ответственности, то национальная СРО займется формированием единых стандартов, защитой прав и интересов строительного сообщества в органах власти.

«С течением времени национальное объединение возьмет на себя задачи разработки единых федеральных правил и стандартов деятельности СРО», — отметил Александр Герасимов.

Однако, несмотря на то, что государство и отдало строителям право самим регулировать рынок и выдавать разрешения на деятельность, разумеется, оно сохранило за собой некоторые функции, в частности, контроль за деятельностью СРО.

«Когда идет разговор о саморегулировании, не нужно питать иллюзий, это не саморегулирование в его идеальной форме, — рассказал Александр Герасимов. — Это, безусловно, сорегулирование. Государство никуда не уходит и оставляет за собой целый ряд функций, связанные с безопасностью, за которые оно отвечает по конституции.

Правительство будет вести реестр СРО, контролировать их деятельность, обращаться в арбитражный суд, если будет необходимость исключить кого-нибудь из СРО, устанавливать перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.

Практика

Разумеется, любой проект в теории выглядит несколько иначе, чем на практике. Уже сейчас очевиден ряд недостатков саморегулирования, в их числе Александр Герасимов назвал жесткие требования и высокие членские взносы, которые могут не потянуть небольшие предприятия. Кроме того, по его словам, некоторые преимущества также могут остаться нереализованными. Тем не менее переход на саморегулирование нужно осуществить в короткие сроки.

«Девять месяцев осталось до того момента, когда строительной отрасли нужно будет перейти на саморегулирование. Это необходимо для качества оказания услуг, чтоб защититься от недобросовестных поставщиков и сделать адекватной систему внутреннего контроля качества услуг в строительной сфере. Так или иначе ритм задан, идет работа в разных субъектах РФ», — отметил на совещании пермских строителей заместитель председателя правительства Пермского края Юрий Уткин.

У саморегулирования есть еще один нюанс. Строители не ограничены территорией своей деятельности и вольны вступать в любое СРО в любом субъекте РФ. Однако, как отметил директор НП «Пермские строители» Александр Черепанов, к выбору СРО нужно подходить обдуманно.

«Говоря о развитии экономики Пермского края и повышении качества строительных услуг, мы должны помнить, что создание региональных СРО решает несколько задач, в том числе задачи, связанные с экономическим ростом территорий. Во-первых, задачи, связанные с контролем качества, должны выполняться органами контроля СРО, и вступление в СРО из другой территорий РФ может привести к тому, что затраты на проведение контрольных мероприятий будут существенно увеличивать размеры членских взносов. Во-вторых, задачи, связанные с формированием компенсационного фонда. Он должен работать на экономику того региона, где находится СРО», — отметил Александр Черепанов.

Комментарии

0
под именем