Увидеть Уралмаш и стать счастливым: прогулка с театральным режиссером Таней Павловой

Первый район Екатеринбурга, который стоит посетить после карантина

Художественный руководитель любительского театра «Игра» Таня Павлова —  одна из немногих, кто по-настоящему любит свой спальный район. Именно на Уралмаше, в школе №22, Таня приобщилась к театральному миру, здесь прошли годы безбашенной юности и тусовок, и только тут хочется по утрам провожать на смену рабочих УЗТМ с балкона одной из сталинок на Бульваре культуры. Таня открывает элегантный советский шик Уралмаша всем друзьям и уверяет: именно в этом районе она по-настоящему счастлива.

Создание данного материала происходило до введения режима самоизоляции в Екатеринбурге. В данный момент редакция журнала N1 придерживается всех рекомендаций и ведет работу исключительно из дома.

Места уралмашевской силы: сталинки, бульвары и памятники конструктивизма

Я выросла в обычном девятиэтажном муравейнике, потом переехала с мужем в малоквартирный дом на отшибе района. Сейчас мы планируем покупать жилье и принципиально рассматриваем только Уралмаш. Именно здесь находятся мои места силы — точки, с которыми связано прошлое, настоящее, и, надеюсь, будущее. 

Белая башня. Одно из важнейших мест моей юности — Белая башня, бывшее гидротехническое сооружение, памятник конструктивизма. Это сейчас там проходят экскурсии и культурные мероприятия, а раньше в ней жили только бомжи и тусовались подростки. С 10 класса и до 5 курса университета мы с друзьями регулярно забирались внутрь, брали с собой гитары и классно проводили время. Правда, залезать было опасно: тогда не стояло ни стекол в окнах, ни ограждений на лестнице.

Однажды с башни скинули какую-то женщину, поэтому мы на время прекратили туда ходить. А потом началась реставрация, да и мы подросли, появились другие интересы. Поэтому особой грусти из-за того, что тусовки прекратились, не было. Мне очень нравится, что сейчас Белая башня стала культурным объектом, что там проводят экскурсии — это место важно сохранить как памятник.

Дворец культуры. На Уралмаше существуют два дворца культуры: новый и старый, мало работающий после сильного пожара. Новый построили еще в Советском союзе для именитых звезд, например, туда приезжала Алла Пугачева. Про сам новый ДК я узнала  в 6 классе от моей подруги: мы вместе копили деньги с завтраков, чтобы сходить на выставку камнерезного искусства «Минерал шоу». Там мастера продавали изделия из камней: украшения, бусы, фенечки. Чтобы купить что-нибудь за бесценок, нужно было приходить максимально поздно, когда продавцы уже отчаялись сбыть товар.

Внутри этот дворец культуры очень красивый, у него хорошая сцена, я бывала на ней и в качестве артистки театра «Игра»: правда уже не помню, с каким именно спектаклем.  Здесь я участвовала в постановке с парнем, в которого была влюблена: каждый раз, когда мы заходили за кулисы, мне казалось, что вот-вот произойдет нечто волшебное и романтичное. Мне было 16, ему — 18,  так что флюиды просто мерцали в воздухе. Наверное, поэтому до сих пор закулисье этого зала ассоциируется у меня с театральной влюбленностью, подростковой романтикой.

Бульвар культуры.  От нового ДК до Площади первой пятилетки тянется пешеходный Бульвар культуры. Именно с него начинается та самая часть Уралмаша, которую я нежно люблю: сталинские дома, скверы. Здесь стоит старый дворец культуры, пострадавший от серьезного пожара. Сейчас здание делят муниципалитет и Екатеринбургская академия современного искусства. Чтобы хоть как-то содержать недвижимость, внутри открыли кружки и секции, иногда проводят мероприятия.

Сам Бульвар культуры ассоциируется у меня с детским магазином, где раньше продавались куклы и игрушки. В детстве я думала, что именно там меня и купили: так объяснили моей сестре Кате, а она потом рассказала мне. Когда Катя узнала о появлении еще одного ребенка в семье, она была уверена, что получит сестренку по имени Наташа, даже выучила про нее какую-то песню. А родилась я — Таня. Тогда находчивая бабушка объяснила Кате, что на «Наташу» из магазина игрушек денег не хватило. 

Дом-Титаник и «Дворянское гнездо». Думаю, что самое красивое здание на районе — Бульвар культуры, 8.  В детстве мне всегда казалось, что это «Титаник», который бороздит моря, что где-то на «носу» дома-корабля стоят Роза и Джек. Я мечтала жить в подобном месте: по утрам выходить на балкончик с балясинами, пить кофе и махать тем, кто идет на завод.

За этим домом находится лучший двор района — так называемое «Дворянское гнездо». Этот топоним придумали местные жители. Во времена развития и активной работы Уральского завода тяжелого машиностроения там жили руководители УЗТМ, иностранные специалисты и ответственные инженеры. В этих домах хорошие квартиры с большим метражом и высокими потолками. При строительстве даже были предусмотрены комнаты для прислуги — их видно с улицы по узким окнам. И мне очень нравится, что здания во дворе реставрируют со вкусом. Им возвращают цвета, близкие к оригинальным: серый, зеленый, бежевый. Даже на балконах стараются сохранить отсылки к временам СССР: кованые перила и украшения с серпом и молотом.

Гостиница «Мадрид». Заброшенное здание гостиницы «Мадрид» — еще один потрясающий памятник конструктивизма. В прошлом это был очень стильный отель. Сейчас он в ужасном состоянии, но его арендовали за 1 рубль и собираются восстанавливать. Мне очень хочется, чтобы наш театр существовал в таком доме, как «Мадрид»: мы органично вписались бы на его маленькие балкончики со своими спектаклями.

Как нас заметила «Золотая маска»

Театр «Игра», которым я сейчас руковожу, появился при уралмашевской школе №22 еще в 1953 году. Я тоже была в «Игре» актрисой, когда училась в школе. Для нас это нормально, когда бывшие участники становятся руководителями. Сейчас мы работаем не только с учениками нашей школы, но и с выпускниками, взрослыми людьми, в труппе есть даже семья театралов в третьем поколении. 

Раньше «Игра»  был обычным любительским театром. Весь год ставился спектакль, затем его играли пару месяцев и запускали все по-новой одновременно с началом учебного года. Я постаралась изменить это — теперь у нас есть репертуар из 12 спектаклей, которые мы постоянно играем. Мои актеры — дети и взрослые, для них театр не основная деятельность, она не приносит денег, а лишь сопровождает учебу, работу и прочие занятия. Поэтому мы и выделяемся на фоне других любительских театров частотой показов.

Наш спектакль «Три четверти» заметил отборщик «Золотой маски» — самого престижного театрального фестиваля России

Мы  играем спектакли раз в неделю, иногда это происходит чаще из-за конкурсов и дополнительных показов.  В этом году мы выступали на фестивале «Театральный перекресток» с постановкой  «Три четверти», которую Анна Красильщик написала про столичных подростков в 90-е. В нашей версии Москва превратилась в Уралмаш: рассказываем, как тусовались, в какие киоски ходили, где покупали фишки. Этот спектакль заметил отборщик «Золотой маски» — самого престижного театрального фестиваля России. В результате «Игра» прошла во внеконкурсную программу, ориентированную на детско-подростковую аудиторию «Детский уик-энд». Мы как раз успели показать спектакль в последний день до отмены всех массовых мероприятий в Москве.

Москве я сказала «нет»

Больше всего Уралмаш нравится мне летом и осенью, потому что растительность раскрашивает все яркими цветами. Сам район со временем становится только лучше: появляются спортивные площадки, старые дома проходят реставрацию, но сохраняют свой исторический вид. Конечно, здесь есть и ужасные места — общаги, обветшалые хрущевки… И все-таки Уралмаш — лучшее место в Екатеринбурге: такой отдельный город в миниатюре со своей архитектурой, своим настроением. 

Недавно я поняла, что не хочу никуда переезжать из Екатеринбурга. Мне предложили статусное дело в Москве: с одной стороны, можно работать с профессиональным театром, но с другой — не здесь. Я размышляла над этим несколько дней и в итоге предпочла столице родной Уралмаш. Тут моя память, люди, прогулки и дома, даже погодное разнообразие Урала меня устраивает. Тогда я однозначно поняла, что мое место — здесь.

Комментарии

2
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Потрясающе красивый район)
  • Я глядя на Уралмаш даже Лондону готов сказать нет...