Жилищное просвещение начинается с муниципалитета.

В Перми с марта 2008 года реализуется пилотный проект «Поддержка собственников жилья» (ПСЖ), проводимый Фондом «Новая Евразия» при сотрудничестве с Фондом «Институт экономики города». Начавшийся в октябре 2007 года проект рассчитан на два года.

Константин Шишка, руководитель проекта «Поддержка собственников жилья», член Общественного Совета при министерстве регионального развития РФ

Рассказал о проекте «Поддержка собственников жилья» порталу PRM.RU Константин Шишка, его руководитель, член Общественного Совета при министерстве регионального развития РФ.

В рамках проекта «ПСЖ» в Перми 25-27 февраля был проведен ряд мероприятий. В частности, семинар-тренинг для представителей ТСЖ, который был посвящен организации выбора подрядных организаций, поставщиков услуг для товариществ собственников жилья. Стоит отметить, что в свое время, при презентации проекта, было предложено всем желающим товариществам собственников жилья и управляющим компаниям участвовать в нем. В итоге сформировалась группа порядка 15-20 ТСЖ и нескольких УК. Семинар-тренинг акцент поставил на обосновании необходимости проведения конкурсов (на сегодня такая практика отсутствует):

В обязательства ТСЖ входит, в первую очередь, задача по выбору исполнителя услуг, а потому семинар был направлен на то, чтобы показать важность использования конкурсных механизмов. Это необходимо для того, чтобы минимизировать расходы ТСЖ и исключить коррупционные схемы. К тому же, с таким подходом есть возможность получить товары/услуги более хорошего качества. Да и такого рода механизм способствует развитию жилищно-коммунальных услуг в городе. Когда конкурсы будут введены в общую практику ТСЖ, то будет формироваться и сам рынок, — отметил Константин Шишка.

Ранее по теме:

02.03.09

В мае состоится конкурс по отбору управляющих компаний для «свободных» домов.


Здесь говорилось и о технологиях проведения конкурса, о том, чем конкурс отличается от тендера, чем закрытый конкурс отличается от открытого; как сделать так, чтобы ТСЖ, проводя такие мероприятия, не понесло финансовых рисков. Теоретическая часть была дополнена и практической работой: товарищества попытались сформировать критерии отбора организаций или физических лиц, которые предоставляют различные услуги.

Как заметил руководитель проекта, механизмы, которые получили товарищества, не имеют региональной, муниципальной окраски, а потому могут быть применимы в любом субъекте, городе:

— Мы пытаемся отработать этот инструментарий, получить обратную связь, пытаемся понять, насколько применимы те технологии, которые мы даем. Каждый раз, от города к городу (Тверь, Нижний Новгород), наша методика претерпевает изменения. В этом смысле Пермь выигрывает, потому что получает опыт предыдущих городов.

Проект «Поддержка собственников жилья» реализуется в трех городах: Пермь, Нижний Новгород и Тверь. Фонд «Новая Евразия» и Фонд «Институт экономики города» работали на протяжении длительного времени с рядом городов по проектам жилищной тематики, однако выбрано было три пилота. Какими же критериями руководствовались эксперты?

Ранее по теме:

10.02.09

Эксперты в сфере ТСЖ провели ликбез.


Первое — готовность администрации содействовать в организации проекта, как минимум, не препятствовать. Второе — наличие некоммерческих организаций, которые работают с жилищной тематикой. Третье — открытость информации, хотя это достаточно субъективно. И здесь ориентировались на административные возможности привлечения средств массовой информации, — подчеркнул Константин Шишка.

Стоит отметить, что проблема большинства российских городов кроется в том, что создавать как можно больше товариществ собственников жилья никто и не спешит, ведь большое количество собственников не так удобно на местах:

Ориентир — на модель управления посредством управляющих компаний, то есть администрация предпочтение отдает им, содействуя в развитии в большей степени, нежели товариществам. Это и понятно, потому что, возможно, с товариществами сложнее работать и не всегда удается договориться. По закону, муниципалитет должен создавать условия для предоставления жилищно-коммунальных услуг. А как он это будет делать, если он не может выстроить отношения с представителями собственников, которые являются в конечном итоге исполнителями этих коммунальных услуг? Я имею в виду ТСЖ, — сетует собеседник.

Константин Шишка особо подчеркнул, что если федеральные власти не видят необходимости в глубоком информационном освещении жилищной тематики, то местные власти, как правило, вообще забывают об информировании как таковом:

Ранее по теме:

28.01.09

Пермских безработных трудоустроят в сферу ЖКХ.


— К сожалению, на федеральном уровне нет понимания того, что должна вестись системная работа. Для меня пока это является загадкой. Не совсем понимаю, как можно реализовывать реформу и не заниматься широким информационным освещением в условиях, особенно когда мы говорим, что теперь вся ответственность переложена на плечи собственника. Это отдано на откуп региональным и местным властям, которые, опять же, по ряду причин не хотят этим заниматься. Делается все на минимальном уровне — проводятся единичные акции. Это может быть какая-то передача или семинар, но системной работы, которая формировала бы определенное информационное пространство вокруг этой темы, нет.

Казалось бы, кто, если не СМИ, могут быть мощными проводниками жилищного просвещения? Оказывается, что и средства массовой информации проявляют себя в данном направлении крайне слабо:

Мы ставили задачу максимально широко осветить ход реализации проекта, но, как видим, сама тема ЖКХ интересна исключительно с точки зрения каких-то катаклизмов. Не всегда такого плана мероприятия СМИ умеют правильно представить. Это типично для всех наших пилотов — СМИ аморфны и предпочитают опираться на какие-то раздаточные материалы, — сожалеет собеседник.

Что же должно стать итогом проекта? Руководитель проекта «Поддержка собственников жилья» говорит о необходимости выяснить, как соотносится правоприменительная практика с реальной ситуацией, насколько законы могут быть применимы локально:

— Задача нашего проекта — показать изменения на конкретных домах, на конкретных договорных отношениях управляющих компаний с собственниками либо ТСЖ и УК с ресурсниками. Если говорить о нормативно-правовой практике, то мы делаем свои рекомендации для внесения изменений или по формированию новых актов, которые будут способствовать развитию жилищного просвещения.

Фондом «Новая Евразия» созданы различные жилищные объединения, в частности, сеть Школ жилищного просвещения, Всероссийская ассоциация ТСЖ и ЖСК. Пермскую Школу жилищного просвещения представляет Фонд «Гражданская позиция» — некоммерческая организация, помогающая во внедрении механизмов в заочной форме.

Беседовала Марина Соснина

Комментарии

0
под именем