Злостные ипотечные должники могут лишиться квартиры.

Погашение ипотечного кредита сейчас для многих стало неподъемным бременем. О том, как вести себя в ситуации, когда нет средств на внесение ежемесячных платежей по займу, что ждет недобросовестных должников, мы поговорили с заместителем генерального директора ПАИЖК, руководителем Департамента сопровождения и сервисного контроля Верой Николаевной Зубовой.

Заместитель генерального директора ПАИЖК Вера Николаевна Зубова. Фото PRM.RU

— Вера Николаевна, расскажите, пожалуйста, чем занимается Департамент сопровождения и сервисного контроля ПАИЖК?

— Несколько лет назад ПАИЖК поставило задачу — сделать сопровождение одним из основных видов деятельности, на это мы нацелены и сейчас. Ведь в то время, когда ипотека появилась в нашей стране, никто всерьез не думал об этом, в банках как такового сопровождения вообще не было: тот работник, который выдал кредит, в дальнейшем и отвечал за заемщика. На наш взгляд, такая система нежизнеспособна, поэтому мы и идем по пути специализации. Наш Департамент сопровождения занимается обслуживанием кредита на протяжении всей его жизни: от получения до погашения, обеспечивая взаимодействие между заемщиком и кредитором. Мы работаем с клиентами, ведем переписку, собираем все необходимые документы: заявления на регистрацию, на прописку, перепланировку, аренду, выдаем справки, осуществляем контроль за платежами и страховым обеспечением. Другими словами, наша задача — установить контакт с заемщиком, все про него знать, быть, что называется, на связи, чтобы он в любой момент мог обратиться к нам с вопросами, а вопросов возникает много даже без учета кризисной ситуации. Наша работа многоплановая, сложная, но интересная и очень важная.

— Вы сказали, что задача отдела — все знать про клиента. Каким образом Вы этого добиваетесь?

— Вообще первоначальную проверку человек проходит еще на стадии получения кредита, а к нам в отдел поступает уже «готовый» заемщик с пакетом документов и квартирой, его анкетные данные уже перепроверены и занесены в компьютер. Тем не менее мы периодически обновляем эти данные и регулярно обзваниваем всех заемщиков. Конечно, в договоре обычно прописано, что клиент обязуется сообщать обо всех изменениях в свой жизни, о смене работы, например, или о смене номера телефона. Но, разумеется, далеко не все ответственно подходят к этому и сообщают подобную информацию самостоятельно. Понятно, что жестких санкций за невыполнение этого пункта договора нет, но обновлять информацию все-таки надо, поскольку бывают разные экстренные случаи, когда нужно срочно связаться с заемщиком. Официальная процедура, которая прописана в договоре, — общение через заказные письма — неоперативна, поэтому связаться с клиентом по телефону намного эффективнее и быстрее.

— Давайте поговорим о самых актуальных сейчас темах — о заемщиках, которым сложно выплачивать кредит, и о реструктуризации ипотеки.

— В реструктуризации очень много аспектов. Хорошо, что государство решило пойти навстречу заемщикам, но понятно, что реструктуризация направлена на узкую категорию граждан, ту, которая на самом деле пострадала от кризиса. Разумеется, при получении кредита люди проходили отбор. Проблема в том, что не все банки безупречно работали на этой стадии, и «авантюрно настроенные» заемщики, которые набрали много разных кредитов, все-таки есть. Госпрограмма рассчитана не на них, а на тех, кто не лукавил при получении кредита, а просто переоценил свои возможности. При этом благонадежные заемщики, в первую очередь, пытаются найти выход из сложной ситуации самостоятельно, не прибегая к государственной поддержке, поскольку понимают, что отсрочка по ипотеке — это еще один кредит, помимо основного, который потом все равно придется возвращать.

— Скажите, а такие «авантюрно настроенные» заемщики обращаются за реструктуризацией?

— Да, знаете, вперед всех на сообщение о начале программы реструктуризации среагировали те, кто явно не нуждается в деньгах, даже несмотря на кризис. Вообще, мы пытаемся до каждого клиента донести, что прежде, чем подавать заявку на реструктуризацию, надо хорошенько подумать и оценить свои дела, чтобы не ухудшить ситуацию. Ведь безвыходных ситуаций не бывает, у многих есть родственники, друзья, знакомые, которые могут помочь материально, есть имущество, которое можно продать и закрыть задолженность по кредиту. На самом деле, хотелось бы, чтобы заемщик понимал, что какая бы политика ни велась, в любом случае про его долги никто никогда не забудет и ему самому не надо про них забывать. Многие люди в такой ситуации просто прячут голову в песок, а этого делать ни в коем случае нельзя.

— Что ждет человека, если ему вообще нечем выплачивать кредит?

— Если заемщик попадает в категорию дефолта и не вносит платежи в течение какого-то времени, его ждет требование о полном и досрочном погашении кредита, то есть ему придется вернуть в течение месяца всю сумму займа с учетом процентов. Если через это время сумма не будет у кредитора, он обратится в суд о взыскании суммы задолженности с учетом штрафов и пени и обращении взыскания на заложенное имущество. В результате, после долговременной судебной процедуры будет принято решение о продаже этого имущества и выселении человека.

— То есть человек лишится квартиры?

— В том-то и дело, что человек может лишиться не только квартиры. Многие взяли жилье на взлете цены за «бешеные» деньги, соответственно, и кредит был большой. А сейчас цены намного ниже докризисных. Так что, если сейчас ипотечная квартира будет выставлена на торги, то будет продана за гораздо меньшую сумму. А ведь требования кредитора не ограничиваются только стоимостью квартиры. Допустим, она была куплена за миллион, а продали ее за 500 тысяч, еще 500 тысяч заемщик все равно будет должен, поэтому у кредитора будет право забрать и другое имущество, пока вся сумма по займу не будет погашена. Конечно, по большому счету, такая процедура до конца не отработана, существует масса нюансов, но тем не менее в конечном счете человек все-таки будет выселен. Доходить до такой крайности не стоит, поскольку это колоссальные и материальные, и моральные затраты.

— Вера Николаевна, а в Вашей практике бывали такие случаи?

— Конечно, но, к счастью, немного. На самом деле, все «нехорошие» заемщики известны в лицо, и у каждого своя ситуация. В большинстве случаев они пытаются решить проблему, не доводя ее до суда.

— Скажите, а если человек предоставил недостоверную информацию в заявке на реструктуризацию, к нему будут применяться какие-либо санкции?

— Заявку у заемщика примут в любом случае, мы не имеем права отказать. Наша задача — объяснить человеку, что он должен сделать, какие документы требуются и как система работает. Заявка все равно отправится в АРИЖК. Но при этом АРИЖК будет опираться в принятии решения на нашу оценку ситуации по данному соискателю. Знаете, есть такая категория людей, которые будут лукавить не со зла, а вообще непонятно зачем, но врать не следует, потому что второй раз шанса уже не будет.

— А что Вы посоветуете тем людям, которые все-таки попали в сложную ситуацию и не могут выплачивать ипотечный кредит?

— Не надо убегать от сложностей, нужно собраться с мыслями и силами и подумать, что можно сделать. Может, стоит обратиться за поддержкой к родственникам и друзьям, а может, пора подумать о продаже квартиры и переезде в другую — более дешевую, потому что государственная программа реструктуризации все-таки очень точечная и предназначена для тех, кому помощь действительно нужна.

Беседовала Анастасия Трифонова

Комментарии

0
под именем